КЛИМОВ

КЛИМОВ Евгений Александрович (р. 1930) — российский психолог, специалист в области психологии труда, профессионального образования и профориентации. Ученик В.С. Мерлина. Д-р психологических наук (1969), профессор (1970). Чл.-кор. АПН СССР (1974), д. чл. АПН СССР (1985), д. чл. РАО (1992). Президент РПО (с 1994). Зав. кафедрой психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1983), декан фак-та психологии МГУ (1986—2000).

Председатель научно-методических советов учебно-методического объединения ун-тов РФ по психологии и по педагогическому образованию в ун-тах РФ (1988—2000). Гл. ред. журнала "Вестник Московского университета. Серия 14. Психология" (1986—2000).

Награжден почетным знаком "За заслуги в развитии системы профтехобразования" (1988) и профессиональным орденом Международной Академии психологических наук "За заслуги в психологии" (1998). Награжден Московским ун-том премией им. М.В. Ломоносова за цикл учебников и учебных пособий по психологии труда (1999). Окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического фак-та Казанского ун-та (1953).

Профессиональную научно-преподавательскую деятельность начал на кафедре педагогики и психологии Казанского ун-та (под руководством проф. В.С. Мерлина, 1953—1968) и одновременно (1953—1956) преподавал логику и психологию в средней школе.

В 1959 г. защитил канд. дис. по психологии на тему &quot

;Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов", в которой выдвинул идею возможной одинаковой эффективности разных стилей трудовой деятельности в противовес навязывания рабочим некоего "передового опыта новаторов, как лучшего и единственного в своем роде" ("Обучение рабочих на производстве новым приемам труда и пути индивидуального подхода", Казань, 1958). Проблема индивидуального стиля деятельности стала одной из основных в его дальнейших исследованиях. В 1968 г. К. защищает докт. дис.: &quot

;Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы", в которой показывает, что эффективность деятельности человека в массовых рабочих профессиях выше, если человек рассматривается не как типовая "живая машина", а как субъект, создающий индивидуально-своеобразную систему способов своей деятельности. Результаты исследований были отражены в монографии "Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам труда, учения, спорта" (Казань, 1969). В 1968 г. получает приглашение возглавить отдел психологии труда ВНИИ профтехобразования Госпрофобра СССР (Ленинград, 1968—1976).

Здесь под его руководством разрабатывались вопросы профориентации и психологического консультирования в области профессионального самоопределения. Была разработана широко применяемая в практике классификация профессий как многопризнаковых объектов ("Школа… а дальше?", Л., 1971). Создана программа профессиографического описания конкретных видов труда в целях профориентации, использованная при изучении множества профессий. Под ред. К. в 1970-е гг. в Ленинграде были опубликованы сборники "Человек и профессия" (8 выпусков), содержащие профориентационные описания специальностей, упорядоченых по типам (профессии социономические, технономические, биономические, сигнономические и артономические).

Разработана также информационно-поисковая система "Профессиография", служившая информационным средством в работе профконсультанта и оптантов.

В 1976 г. К. вновь возвращается к преподавательской деятельности в качестве профессора кафедры психологии ЛГПИ им. А.И. Герцена (ныне — Российский государственный педагогический университет). В 1980 г. получает приглашение работать в Москве на факте психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, где в 1983 г. возглавляет кафедру психологии труда и инженерной психологии, а с 1986 по 2000 г. являлся деканом фак-та психологии. Основное направление исследований К. в этот период смещается в область изучения особенностей профессионального сознания и самосознания. Был установлен факт неслучайных различий содержательных характеристик образа мира и профессионального самосознания в зависимости от типа профессии ("Образ мира в разнотипных профессиях", М., 1995; "Психология профессионального самоопределения", Ростов-на-Дону, 1996). В 90-е годы объектом его исследований становятся профессиональные конфликты и их психологические источники ("Конфликтующие реальности в работе с людьми: психологический аспект", М.— Воронеж, 2001), а также работа по созданию учебников и учебных пособий, в том числе: "Введение в психологию труда", М., 1988, 1998; "Психология. Учебник для средней школы", М., 1996; "Основы психологии", М., 1997 / учебник для студентов — не психологов; "Основы психологии. Практикум", М., 1999. Для студентов педагогических вузов написано учебное пособие "Психология: воспитание и обучение", М., 2000.

Общим достоинством этих учебников является то, что психика представляется в ее регулирующей функции в жизни людей и общества, научное представление о психических процессах, личности, сознании и самосознании оказывается необходимой составляющей картины мира современного человека. Кроме этого, К. автор монографий: "Психология профессионала", М.— Воронеж, 1996; "История психологии труда в России", в соавт., М., 1992.

Л.А. Карпенко, О.Г. Носкова

Оставьте комментарий