КЛЕЙН

КЛЕЙН (Klein) Мелани (1882—1960) — английский психоаналитик австрийского происхождения. Одна из создателей детского психоанализа. Основатель игровой психоаналитической терапии.

Автор теории объектных отношений. Училась в Будапеште и Берлине. Была учителем начальной школы. В силу жизненных обстоятельств не получила желаемого медицинского образования, но после знакомства с работами З. Фрейда и при поддержке Ш.

Ференци посвятила себя психоаналитической работе. Прошла курс дидактического психоанализа у Ш. Ференци (1914) и К. Абрахама (1924). Исследовала, г.о., психоаналитические проблемы детского возраста. В 1921—1926 гг. по предложению К.

Абрахама работала в Берлинском психоаналитическом ин-те, где занималась психоаналитическими исследованиями развития детей и опубликовала ряд работ. Разработала и применила усовершенствованные методики психоаналитического воздействия. В 1926 г., вскоре после смерти К. Абрахама (1925), переехала в Лондон, где развивала теоретические воззрения и созданную ею игровую психоаналитическую терапию, ориентированную на изучение и лечение маленьких детей. В 1932 г. опубликовала работу "Детский психоанализ", в которой изложила свои идеи о внутреннем мире ребенка и возможностях психоанализа.

Разрабатывала теории о раннем детском развитии и объектных отношениях. Считала, что на психосексуальное развитие ребенка и формирование его характера влияют доэдиповы факторы, в том числе агрессия и различные конфликты. Первые проявления Эдипова комплекса относила к 2—3 годам жизни. Придавала большое значение инстинкту смерти и деструктивным процессам.

Разработала концепцию проективной идентификации. Полагала, что основными детерминантами поведения индивидов и групп являются процессы идентификации. Значительно расширила содержание понятия "трансфер" и показала разнообразие форм проявления трансфера и контртрансфера (перенесения и контрперенесения).

Модифицировала технику психоаналитической терапии. Исследовала маниакально-депрессивные состояния и депрессивные позиции, шизоидные механизмы, проблемы Эдипова комплекса, тревоги, чувства вины, фантазии, деструктивной агрессии, зависти, ненависти и др. Полемизировала с А.Фрейд по ряду проблем детского психоанализа.

Автор книг: "Детский психоанализ" (1932), "Любовь, ненависть и компенсация" (1937, с Дж. Ривьер), "Новые направления в психоанализе" (1955, в соавторстве), "Зависть и благодарность" (1957), "Повествования о психоанализе ребенка" (1961) и других работ по теории, методике и технике психоанализа.

В.И. Овчаренко

Оставьте комментарий