КЕТЛЕ

КЕТЛЕ (Quetelet) Ломбер Адольф Жак (1796-1874) – франко-бельгийский ученый, математик, астроном, географ, социолог, основатель национальных статистических обществ Англии и Франции, организатор Первого международного статистического конгресса (Брюссель, 1853). Основные социологические идеи К. были изложены в книгах: “Социальная система и законы, ею управляющие” (1866); “Социальная физика, или Опыт исследования о развитии человеческих способностей” (1835, тт.1-2).

К. не считал себя позитивистом и, по-видимому, не был знаком с трудами Конта (см.). Тем не менее основные идеи “социальной физики” К. лежали в русле позитивизма. В отличие от Конта и многих других социальных философов, разрабатывавших глобальные реформаторские проекты 19 ст., К. скорее был социологом-прикладником, сознательно ограничивая область своих интересов частными, но социально значимыми проблемами (демография, преступность, семья и др.). Не претендуя на роль великого реформатора, К. привнес в социологию не только новые теоретико-методологические идеи, но и новый образец исследовательской деятельности, ориентированный на конкретные прикладные проблемы.

Результатом таких “ограниченных” исследований стала “своеобразная социальная философия”, которая больше соответствовала главным требованиям контовского позитивизма, чем его собственная, являвшаяся своего рода “позитивистской метафизикой”. К. критиковал метафизику гораздо более последовательно и в согласии с практикой собственных исследований. По сути он создал – под именем “социальная физика” – социологию, значительно более близкую к 20 в., чем Конт. К. был, пожалуй, самым последовательным противником социального реализма, т.е. приписывания обществу субстанционных свойств, как это делал Конт или позднее Дюркгейм (см.).

К. существенным образом обогатил возможности применения статистических методов в социологии, первым перешел от анализа простых распределений к исследованию корреляционных связей. Статистический метод выступает у него как аутентичный метод социологии, лучше всех других выражающий специфику ее предмета исследования. Отсюда и знаменитая концепция “статистического человека”, некоего среднего представителя народа, класса, социальной группы. Статистической абстракции “среднего человека” К. придавал онтологический и даже персональный статус. “Рассматриваемый абстрактно… человек будет называться у нас средним человеком: он может быть в одной стране больше или сильнее, нежели в другой, так же точно, как он может быть умнее, образованнее и, что еще лучше, нравственно более развит”. Полнота и точность знаний об обществе и человеке, таким образом, зависят, по К., от технических возможностей статистики, а не от принципиальных трудностей, связанных с отличием социальных явлений от природных. Именно поэтому К. придавал такое большое значение разработке статистических методов в социальных науках. В социологическом плане “статистический человек” представляет норму, т.е. более желательное состояние.

Этот аксиологический мотив вступал в диссонанс с общей позитивистской установкой К. Идея среднего, типичного представителя социальной группы, носителя статистической меры отражала индивидуалистские и конформистские тенденции в развитии западноевропейского общества 19 в.

Возражая против социологического волюнтаризма, жесткого противопоставления природных и социальных явлений, К. приводит множество примеров, свидетельствующих о том, что даже самые “интимные” события (супружество, преступления, самоубийства и т.п.) повторяются в общественной жизни с неизменной закономерностью.

Исходя из статистической трактовки социальных законов, К. выделил два основных вида причинно-следственных связей и действующих факторов: социальные константы, т.е. факторы, воздействующие на социальную ситуацию постоянным образом (пол, возраст, профессия, религиозные и хозяйственные институты и др.), и случайные факторы, действия которых вносят отклонения от средней тенденции. Задача научной социологии состоит в том, чтобы методами статистики измерить границы этих отклонений и выявить определяющие их факторы. Для этих целей К. разрабатывал оригинальные методики многомерного корреляционного анализа. Социальные законы К. понимал, таким образом, как законы больших чисел, статистическую зависимость между случайными социальными событиями.

В сочинениях К. отдается дань традиционным рассуждениям о неизменной человеческой природе, народном духе, моральности, идеальном обществе и др. Иногда он говорит о природных склонностях человека. И хотя критики показали слабость концепции “статистического человека” как внеисторически абстрактной схемы, К. внес большой вклад в разработку методов статистического анализа в социологии, социальной, демографической, медицинской статистики, особенно методов измерения качественных характеристик (моральной статистики).

А.П. Лимаренко

Оставьте комментарий