КЕЛЛИ (Kelly) Джордж Александер (1905—1966) — американский психолог, профессор и руководитель психологической клиники ун-та штата Огайо (1946—1965). Автор оригинальной теории и методологии изучения личности и основатель научной школы психологии личностных конструктов. Базовый постулат теории К. гласит, что организация психических процессов личности определяется тем, как личность предвосхищает (конструирует) будущие события. К. рассматривает человека как исследователя, постоянно строящего свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал — личностных конструктов — и исходя из этого образа выдвигающего гипотезы о будущих событиях. Неподтверждение этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструктов с тем, чтобы повысить адекватность последующих прогнозов. К. разработал методический принцип репертуарных решеток, с помощью которых самим К. и его последователями было создано большое число методик диагностики особенностей индивидуального конструирования субъектом реальности. К. принадлежит также психотерапевтический метод фиксированных ролей. Теория К. и ее методический инструментарий нашли широкое применение в различных областях клинической психологии, а также психологии обучения и ряде других прикладных областей (Bannister D. (ed.) "Perspectives in personal construct theory", London, 1970).
Созданная К. научная школа продуктивно работает в ряде научных центров стран Запада, прежде всего в Великобритании; с 1988 г. в
США издается "International Journal of Personal Construct Psychology". Основные труды К.: "The psychology of personal constructs", N.Y., 1955; "Clinical psychology and personality: The selected papers of George Kelly", N.Y., 1969. В рус. пер. о методе К. вышла книга Ф. Франселла, Д. Баннистер "Новый метод исследования личности", М., 1987.
Д.А. Леонтьев