Категориальный анализ (в психологии) — способ изучения развития психологического познания как деятельности (М.Г. Ярошевский), элементами которой выступают конкретно-научные категории, воспроизводящие различные стороны психической реальности: "Образ", "Действие", "Мотив" и др. (базисные категории), "Сознание", "Деятельность", "Личность" и др. (метапсихологические категории). В психологическом познании различают два уровня: эмпирикоте-оретический и категориальный. В сознании ученых, имеющих дело с фактами, гипотезами, концепциями и т. д., представлен первый уровень. Что же касается направляющего это сознание категориального аппарата, то его роль может быть раскрыта только путем специального К. а. как особой разновидности историко-теоретического исследования. Применение К. а. позволило, в частности, понять предметно-логические факторы превращения психологии в самостоятельную науку, отличную от философии и физиологии (это было обусловлено возникновением ее собственной научно-категориальной структуры). К. а. различных научных школ раскрывает зависимость их возвышения и упадка помимо других факторов и от запросов логики развития психологического познания (так, появление бихевиоризма было связано с введением в категорию психического действия такого признака, как объективная наблюдаемость в системе связи организма со средой, а распад этой школы — с трактовкой категории психического образа в духе прежнего интроспекционизма). Будучи формой самопознания науки, К. а. служит изучению закономерностей ее развития в целях эффективной организации новых исследований.
М.Г. Ярошевский