Какова роль слова в работе психолога-консультанта?
Не секрет, что в консультативной работе иногда возможны нарушения принципа добровольности, когда клиент оказывается на консультации не по своей воле. Тогда консультант сталкивается с закрытостью и нежеланием клиента общаться.
Так, например, произошло с мамой трехлетнего Сережи, Еленой, которую направили на консультацию к психологу по поводу ребенка из садика. Попав в помещение группы, Сережа вел себя очень активно, ни минуты не стоял на месте, кидал игрушки, крушил стойки, бегал, снося всех на своем пути. Его поведение, по мнению воспитателя, было небезопасно для других детей, мамам которых приходилось неотрывно присутствовать в группе, чтобы защищать их от летящих машинок и кубиков.
Оказавшись на консультации, Елена сказала, что ей ничего от психолога, кроме справки о посещении, не нужно. Ведь все врачи совсем недавно подписали Сережину справку, он здоров. Если воспитатель не справляется со своими задачами – это проблема детского сада, а не родителей. Зачем в этой ситуации психолог – совершенно непонятно.
Я, раз уж мы оказались в ситуации консультации и у нас есть немного времени, попросила Елену рассказать о Сереже: что он за человечек? Елена пожала плечами и начала говорить, сначала медленно и спокойно, постепенно вдохновляясь и наполняясь эмоциями.
В рассказе Елены мое внимание привлекло следующее: почти в каждом предложении звучало слово «бороться». «Мы боремся с тем и с тем…», «Я борюсь за то и за это в Сереже…», «Мы боремся против этого и этого…». Послушав несколько минут, я попросила Елену остановиться и попросила ее (раз уж мы на консультации) в рассказе вместо слова «бороться» использовать какое-нибудь другое слово, например, «дружить». Елена глубоко задумалась, наверное, минуты на две, а потом сказала совершенно потрясающую вещь: «Так это мне и с мужем дружить придется».
После этой фразы Елены наше общение строилось уже совершенно иным образом. Мы договорились о посещении невропатолога, чтобы исключить вероятность того, что это нервная система ребенка не справляется с нагрузками. Мои рекомендации обсуждались, разбирались и принимались, но больше не разбивались о закрытость и нежелание общаться с «этими психологами».
Пройдя курс лечения у невропатолога, Сережа вернулся в свою группу. Сложностей с воспитателем у него стало ничуть не больше, чем у любого другого мальчика его возраста.
С Еленой мы затем неоднократно встречались, но уже по ее собственной инициативе.
Таким образом, точное попадание в ключевое слово, замена его другим, способно изменить картину мира человека.
Автор – Анна Бердникова