Каким был идеал женской красоты в 1980-1990-е годы?
К 1980-м годам капиталистический мир отошел от социально-экономических потрясений, разбогател и окончательно превратился в «общество потребления». Богатство и власть, показные шик и роскошь стали основными ценностями этой эпохи. Деловая самоуверенная бизнес-леди и вульгарная агрессивно сексуальная девица – вот два основных женских образа 80-х.
Строгий деловой костюм из дорогих тканей вновь характеризуется широкой линией плеч – олицетворением силы и власти женщин-феминисток. Брюки носятся либо прямые, либо «бананы» – зауженные книзу. Для подтверждения дороговизны вещей многие лейблы модных марок помещаются на лицевой стороне одежды.
Женщина всеми способами стремится казаться эффектной и раскрепощенной. Безумную популярность приобретают фитнес и аэробика. Мода на спорт мгновенно отображается в одежде. Лосины, дутые стеганные куртки, кроссовки, футболки – оказываются не только модными, но и чертовски удобными.
При этом цель занятия спортом – отныне не столько здоровье, сколько идеальное стройное тело. Не мудрено, что ленивые и обделенные природой для достижения результата предпочитают обращаться к пластическим хирургам (благо подобные операции стали теперь доступны). В США начинается «силиконовый бум» – экраны и страницы журналов заполняют красотки с гипертрофированными губами и грудями, напоминающими готовые вот-вот лопнуть воздушные шары.
Обтягивающие платья, эластичные «боди», лосины и прочие вещи из лайкры и стретча призваны продемонстрировать сексуальность форм. Снова господствует мини-юбка (кожаная или «резинка»), под которую нередко одевают темные или сетчатые чулки.
Чуть не исчезнувшее за предыдущее десятилетие нижнее бельё, благодаря стараниям дизайнеров, снова популярно. Теперь это настоящее искусительное произведение искусства, которое даже не стыдно вынести на публику (как это сделала певица Мадонна).
Благодаря вызывающему и агрессивному антуражу (во многом это отклик прошумевшей в конце 1970-х «антимоды» панков) каждая девчонка становится неотличимой от профессиональных «жриц любви».
Броский и обильный макияж (перламутровые тени, яркие румяна) дополняется растрепанными и разноцветными прическами. Огромную популярность приобретает химическая завивка, стрижка «ступеньками» или скошенная челка с «хвостом».
Украшения красавицы 1980-х тоже должны сразу бросаться в глаза – а именно быть массивными и желательно золотыми.
Именно в 1980-е годы начинается эра «супермоделей». Теперь именно они, а не актрисы кино, становятся примером для подражания. Популярность моделей связана в первую очередь с тем, что Дома мод заключали с ними эксклюзивные контракты. Контракты запрещали «избранницам» работать на нескольких «хозяев», а за это модели получали мощную рекламную поддержку.
У всех на устах зазвучали имена Синди Кроуфорд, Клаудии Шиффер, Наоми Кемпбелл, Линды Евангелисты, Кристи Терлингтон и др. Слова Евангелисты о том, что она «меньше, чем за 10 тысяч долларов даже не проснется», стали знаковыми.
В 1990-х маятник моды постепенно качнулся в противоположную сторону. Начинается эпоха «гранжа», которую затем сменяет эпоха «рейва». Роскошь сменяет минимализм, демонстративную сексуальность – унисекс, а пышнотелых моделей – худышка Кейт Мосс. В моде простой силуэт, отсутствие ювелирных украшений. Основатель моды «унисекс» – Кельвин Кляйн – выдвигает лозунг «Просто будьте!». Элементы мужского костюма проникают в женский, и наоборот – мужская одежда моделируется по женским канонам. Теперь юноши и девушки одеваются одинаково – растянутые майки, мешковатые штаны и свитера, шорты, ботинки на толстой платформе. Вторичные половые признаки никак не подчеркиваются. Да здравствуют комфорт и демократизм!
В модном образе немалую роль играет культ наркотиков, который называют «героиновый шик»: изможденное костлявое тело, тонкие черты лица, круги под глазами, вялые плавные движения, сознательно неряшливый вид, спутанная небрежная прическа. Нездоровый образ жизни рекламируется и самими «звездами». Так, Кейт Мосс в интервью заявляет о том, что постоянно «пила шампанское перед выходом на подиум, перед съемками, на вечеринках».
«Пофигистическую» моду несколько оживляют «неопанковые» тенденции – яркие кислотные цвета, латекс и искусственная кожа. Ювелирные украшения в полной мере компенсируются «первобытными» – такого обилия тату и пирсинга, как в середине 1990-х, думаю, раньше можно было наблюдать только на островах Папуа Новой Гвинеи.
Но уже в конце 1990-х «унисекс» и «героиновый шик» постепенно сходят на нет. Маятник привычно начинает обратный ход и в моду вновь входят фигуристые шикарные красавицы – начинается эпоха «гламура».
Впрочем, близкое видится плохо и четко определить для себя, каков был модный образ женщины начала нового тысячелетия, получится лишь тогда, когда он сменится каким-то другим.
На этом я заканчиваю свой затянувшийся цикл о женском идеале разных эпох. И в завершение хочу указать ссылки на предыдущие статьи цикла.
«Каким был идеал женской красоты…
1) «…в первобытном обществе»;
2) «…в Древнем Египте и на Крите»;
3) «…в античности»;
4) «…на Востоке»;
5) «…в Средние века»;
6) «…в эпоху Возрождения»;
7) «…в эпохи барокко, рококо и ампир»;
8) «…в XIX веке»;
9) «…в эпоху модерн»
10) «…в 1910-е гг.»;
11) «…в 1920-е гг.»
12) «…в 1930-40-е гг.»;
13) «…в 1950-е гг.»;
14) «…в 1960-70-е гг.»
Автор – Сергей Курий
Источник