Какая нечисть досаждала славянам?
Нет-нет, да и появляются в печати сообщения об очередных проделках неизвестных сил. А между тем, все они уже давно известны в славянском мире. Обобщенно называемые нечистью, все разновидности имеют индивидуальные названия. Кое-кто даже утверждает, что видел то или иное мистическое существо собственными глазами.
Самый известный, конечно, черт. Он же косматка, немытик, нечистик и пр. Мы часто поминаем его к месту и не к месту. Черт, как известно, вылупляется из петушиного яйца, которое лихие люди носят под левой подмышкой. Либо из погибших душ некрещеных детей, самоубийц или похищенных нечистой силой.
В противоположность черту, русалки, или же купалки, водяницы и лоскотухи – обычно женского пола. Обитают чаще в воде. Молодые и красивые, с распущенными волосами. Впрочем, у северных славян русалки красотой и молодостью не блещут. И волосы у них не мягкие и волнистые, а косматые и безобразные.
За праздником Троицы следует русальная неделя, в которую русалки веселятся по полной программе: выходят на землю, бегают по полям, качаются на ветвях деревьев, щекочут случайных прохожих и норовят затащить их в воду. В эту неделю ни в коем случае нельзя подходить к водоемам и тем паче купаться. Да и вообще за околицу – ни шагу. Ну а если уж пришлось, обязательно следует запастись полынью, страсть как ее расходившиеся хулиганки не уважают.
В отличие от русалок и чертей, нечисть, о которой пойдет речь ниже, в последнее время известна меньше. Наверняка, многим известна поговорка: «Грязный, как анчутка». Оказывается, анчутка – это маленький, но проказливый бесенок. Его отличительная особенность – постоянная чумазость – нашла свое отражение в приведенной поговорке. Другие особенности – малый рост и умение летать.
В бане, под полком или за каменкой живет банник. Обычно он прячется под шапкой-невидимкой. Впрочем, иногда, наверное, забывает ее надеть, иначе откуда взялись бы свидетели, утверждающие, что банник имеет вид покрытого листьями от березового веника старика.
Существо в принципе не злобное, но «и на старуху бывает проруха», рассерженный банник брызгается кипятком, напускает угару, а может и запустить раскаленным камнем. Чтобы успокоился, его надо задобрить, оставив после мытья в бане воду, веник и мыло. А если банные удовольствия еще впереди, заходя в парилку, стоит старичка припугнуть, потребовав: «Крещеный на полок, некрещеный с полка».
Увидев три тени, появившиеся неизвестно откуда, будьте осторожны – рядом с вами богинки. Когда-то раньше они были обычными женщинами, но совершили страшные злодеяния: убили собственных детей или нарушили клятву. После чего превратились в злобных и страшных духов.
Досадившему богинкам человеку не позавидуешь. Мстительные дамы не дают покоя, могут загнать в реку и утопить или задушить. А уж ночью полакомиться кровью несчастного – первое дело.
Древнее название волкодлак с легкой руки А.С. Пушкина преобразовалось в вурдалака. Особо опасен для молодоженов. Если вдруг придется свадебному кортежу ехать по лесу, волкодлак может внезапно перебежать дорогу. И тогда все без исключения, даже пьяные гости превратятся в волков.
Применять магическую силу для вурдалаков – дело привычное. Еще в земной жизни они трудились колдунами, а заключив с чертом бессрочный контракт, получили возможность заниматься любимым ремеслом и после ее окончания.
Несчастное существо двоедушник. Днем – человек как человек. А ночью бродит неприкаянный где ни попадя. Жалко его, отдохнуть, бедному, некогда. Впрочем, тело двоедушника во время ночных прогулок спит мертвецким сном.
Горе попытавшемуся задержать неприкаянную душу. Тут же поднимется ураган, от которого нет спасенья. Как и вампиры, очень похожие на них двоедушники боятся чеснока и креста из омелы. Неясно только, где на Руси раздобыть этот материал?
Средневековые книги утверждают, что под землей обитает существо, похожее на единорога – индрик-зверь. Что ему там так уж понравилось – не знаю. Но зверь бывает полезен: если в колодце постоянно чистая вода и ее вдоволь, не исключено, что без помощи индрика здесь не обошлось.
В лесу живет леший. Он хозяин зеленых насаждений и зверей и даже пасет волков. Встретив в лесу человека в пиджаке или куртке, запахнутой на левую сторону, равно как и с левым ботинком на правой ноге, будьте осторожны, скорее всего, это он самый и есть. Придется ответ держать и за ягоды, и за грибы, не говоря уж об охотничьих трофеях.
Ведьмы, не имевшие детей, после смерти становятся ночницами. Вредные и злобные твари. Особо досаждают детям, не дают спать, щиплют и дергают. Если в дом попасть не удается, разоряют птичьи гнезда и душат птенцов.
Одно радует – ночницы пусть злобные, но глупые твари. Если не оставлять после захода солнца вывешенные пеленки на улице, не открывать окна по ночам и не качать пустую колыбель, ночные проказницы ни за что не догадаются, что в доме ребенок, и не смогут ничем навредить.
Дождем и градом, по поверьям, заведуют планетники. К обязанностям относятся добросовестно, поэтому и живут поближе к месту службы – на облаках и тучах. Для наполнения оных водой применяют радугу. Еще при помощи железных цепей крошат небесный лед. Град – его осколки.
Для поддержания хороших отношений с хозяевами туч в славянских селах время от времени кидали по ветру горсть муки, да еще никогда не забывали угостить случайного путника молоком от черной коровы или яйцом от черной курицы.
Существуют все вышеперечисленные существа или нет – кто знает. На нашей планете еще так много неизведанного. Предки верили и относились к ним серьезно. Мы читаем газетные сообщения и скептически улыбаемся…
Автор – Алексей Норкин
Источник