Познакомим ребёнка с тетрадью в клетку. Чтобы будущему школьнику было легче работать в такой тетради, нужно уделить этому немного времени. Выполнение письма связано с тонкой координацией движений пальцев, кисти, предплечья, плеча, требует длительной фиксации суставов и развития мелкой моторики руки. Письмо вызывает напряжение мышц не только руки, но и туловища, т.к. удержание относительно неподвижной позы является трудной нагрузкой для шестилеток. У них ещё слабо развиты мелкие мышцы кисти, на которые падает основная нагрузка при письме, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, низка выносливость к статическим нагрузкам. Вот почему письмо цифр для детей представляет значительное затруднение. Но при глубоком осмысленном обучении, учитывающем возрастные и психофизические особенности, эти трудности преодолимы.
Для будущего успешного обучения письму цифр необходимо предусмотреть подготовительную работу, направленную на уяснение разлиновки тетради (верхняя, нижняя, правая, левая стороны клетки; верхний правый — левый углы; нижний правый — левый углы; середина клетки, середина стороны клетки).
Уяснить элементы клетки поможет беседа: «Какую фигуру изображает в тетради каждая клетка?» (Квадрат.) «Покажи стороны клетки». (Дети на квадрате показывают и называют: верхняя, нижняя сторона клетки; правая, левая сторона клетки; вершины углов клетки.)
Далее ведётся работа в тетради: «Сколько вершин в клетке? Поставь точки в каждой вершине». (Если затруднение — даётся образец.)
Следующий вид упражнений — соединение точек вершин верхних углов отрезком. Внимание детей обращается на то, как получили верхнюю сторону клетки. Подчёркивается, что в результате соединения вершин образовалась нижняя сторона клетки.
Чтобы дети приобрели умение определять середину клетки, середину стороны клетки, предлагается система упражнений:
— Поставьте точки в середине клетки.
— Поставьте точки посередине каждой стороны клетки и соедините их отрезками.
— Поставьте точки в одной клетке посередине, в другой — посередине правой и левой сторон клетки, точки соедините отрезком. В тетради и на доске даётся образец (узор, в котором чередуется точка с линией).
Поставьте точки в нижнем левом и верхнем правом углах клетки и соедините их отрезком (получается диагональ).
— Поставьте точки в верхнем левом углу и в нижнем правом и соедините их отрезком.
— Поставьте точки в вершинах углов клетки и соедините отрезками вершину верхнего левого угла с вершиной нижнего правого и вершину нижнего левого с вершиной верхнего правого угла (две диагонали).
Знакомство с тетрадью в клетку можно превратить в игру. Дети просто обожают, когда взрослые с ними играют. «Жила-была клеточка, — начните сочинять историю. — Она очень любила наряжаться. Вот она надела красное платье (обводим клеточку и раскрашиваем её красным цветом)… А её подружка любила синий костюм (можно обвести клетку и заштриховать синим цветом)…» В подобных сказках могут участвовать даже малыши четырёх лет.
С каждым днём работа в тетради немного усложняется и к шести годам это могут быть уже довольно сложные геометрические или растительные узоры и даже сюжетные картины, нарисованные по клеточкам. В настоящее время в книжных магазинах можно приобрести много литературы на эту тему, а также о методике проведения графических диктантов по клеточкам.
И напоследок еще одно полезное упражнение для подготовки руки к письму.
Не секрет, что ребёнку дошкольного возраста трудно следовать образцу, да и рука ещё развита недостаточно хорошо. Вот и торопятся они побыстрее, без особой охоты прописать закорючки в тетради. А вот если предложить малышу на время стать вашей копией и точно повторять все ваши действия, вплоть до мелочей, он сразу же заинтересуется.
Подготовка руки к письму