Как воспитать жизнерадостного ребенка? Полезные советы
Счастливый любознательный ребенок сам собою не вырастет, если не уделять этому вопросу должного внимания. Продолжим наш разговор о Лене и её сынишке Теме…
Совет 4. Зовите в дом интересных людей. Самые умные и продвинутые родители весь мир собой ребенку заменить не могут. Интересные люди и интересные разговоры расширяют представления ребенка о мире, открывают новые горизонты. Право же, не в школе развиваются мозги человека, а в разговорах с умными людьми.
Лена не боится говорить с сыном о своих трудностях, печалях, радостях и победах. «У меня сегодня так здорово получалось находить нужные слова!» – делится она с сыном. Он не понимает, что это значит, но живо реагирует на радость матери. В этот момент в кладовых его формирующегося мировосприятия откладывается, что работа – что-то очень интересное. Впрочем, она может и пожаловаться: «День сегодня – дурацкий, и все не получилось, и ничего не успела». Тема вглядывается в мать: «Ты расстроена?» «Я раздосадована, – отвечает Лена. – Завтра начну перевод сначала». И Тема понимает, что в жизни бывает всякое, но это не страшно, просто завтра надо начать сначала.
В ответ Тема делится своим: «У нас в саду девочка Света. Ты построишь что-нибудь, а она сломает. Мне ей хочется в лоб закатать. Но ты говорила, девочек не надо бить. Или можно?» – с надеждой спрашивает Тема. «Все-таки не надо, – вздыхает Лена. – А ты ее поймай как-нибудь и расскажи, как тебе больно и обидно, когда она ломает. И как ее стукнуть хочется».
Совет 5. Умейте разговаривать с ребенком не только про быт и учебу. К сожалению, это проблема всех времен и народов: крайне редко встречаются семьи, где дети и взрослые могут поделиться друг с другом своими переживаниями. В большинстве семей каждый существует в своем пространстве, и как это – разговаривать по душам – представления не имеют. А ведь именно близкие, искренние отношения в семье – единственная гарантия от грядущих подростковых проблем. То, чего так боятся родители – плохие компании, побеги из дома, наркотики, суицид – следствие душевного одиночества в собственной семье.
Как-то бабушка Темы обозвала Лену сумасшедшей. Она предъявила ей целый список прегрешений… Не готовит к школе. Не учит компьютеру и иностранным языкам. Не придумала ему будущее. Позволяет иметь свое мнение. «Припахала» к хозяйству – учит стирать вручную, мыть посуду, пустила к плите.
Лена не сумасшедшая. Она как раз нормальная и руководствуется здравым смыслом. Лена идет от банальных истин, что жизнь – сложная штука, и что мать опекать вечно не сможет, потому что все мы смертны. Она хочет, чтобы ее сын с трудностями, которые встретятся на его пути, справлялся, и последовательно этого добивается.
Почему я считаю ее воспитание здоровым? Я вижу результат. В детстве Тема много болел, был тревожным, мнительным, вечно ноющим ребенком. Сейчас это здоровый, жизнерадостный, непосредственный, любознательный, открытый всему новому человечек. Живые отношения в семье заложили в нем крепкий стержень жизнестойкости.
Почему же таких, как Тема, по пальцам пересчитать, зато количество неприспособленных маугли растет? В чем разница между Леной и воспитателями маугли? Думаю, что в отношении к детям. О, этот миф, что «родители плохого не пожелают»! Почитайте классическую литературу всех времен и народов. Вглядитесь в современную семью.
В большинстве семей отношение к детям можно условно разделить на несколько категорий:
1. Как к бытовой технике, которая должна выполнять функции, ей предназначенные. Что творится в душе ребенка, в такой семье никого не интересует. Не будешь же спрашивать у стиральной машины, какой порошок она предпочитает.
2. Как к породистой собаке, которая обязана оправдать породу и занять на выставке хорошее место.
3. Как к игрушке, с которой в охотку можно поиграть, которой можно похвастаться, а потом убрать в шкаф до следующего раза.
4. Как к необходимому для полноценной семейной жизни аксессуару.
Список можно продолжить…
Лена относится к сыну, как к человеку, который имеет право на собственные мысли, чувства и желания. Родительские амбиции «Только Я знаю, что надо моему ребенку» она в себе вытравила. Слишком настрадалась от матери в детстве. Она вглядывается в собственного сына с удивлением и интересом. Вместе они учатся понимать друг друга. А Тема, наблюдая за матерью, учится относиться к жизни как к чудесному дару и при этом крепко стоять на ногах и на земле.
Совет последний. Каждый день мы показываем ребенку свое отношение к миру, к жизни и к самому ребенку. На подсознательном уровне ребенок фиксирует, на что мы ужаснулись, обрадовались, опечалились, встревожились, остались холодны и равнодушны… Наблюдая за нашими реакциями, он делает соответствующие выводы. Один – что «мир опасен», а «люди – враги». Другой, что «мир полон загадок и ах, как все это интересно»! Да и про самого себя ребенок подсознательно понимает, что он – кукла. Или предмет мебели. Или человек. С этим отношением к миру, к людям и к себе он и пойдет в жизнь.
Мы укладываем Тему спать. Чтение на ночь – это святое. По очереди читаем адаптированного «Робинзона Крузо». «А вам нравится Робинзон?» – вдруг спрашивает Тема. «Это мой любимый герой» – серьезно отвечаю я. «Почему?» «Он не просто выживал, как тараканы выживают, он удовольствие получал от жизни. И он столько всего придумал, и ему интересно было, поэтому у него все получалось». Тема вскакивает: «Я тоже такой! – кричит он, прыгая на кровати. – Мне все! Ужасно! Интересно! И у меня! Все! Получится!»
Это правда.
Автор – Евгения Белякова
Источник