Как реагировать на критику и стоит ли критиковать других?
Очень часто бывает так, что критика со стороны окружающих выводит нас из себя, заставляет быть раздражительными и портит настроение. Что касается слишком чувствительных и восприимчивых людей, чересчур серьезно относящихся к чужому мнению, критика не только заставляет нервничать, но даже может понизить их уверенность в себе и довести до депрессии. Но стоит ли вообще реагировать на критику? Ведь многие люди, критикуя, нисколько не хотят обидеть человека, они просто высказывают свое мнение.
Как говорил известный американский психолог Дейл Карнеги, критика часто является замаскированным комплиментом. И в большинстве случаев это действительно так. Вспомним комментарии к статьям на «Школе жизни». Если вашу статью кто-то критикует, высказывая в ее адрес отнюдь не лестные комментарии, это уже означает то, что человек заинтересовался вами и вашим творчеством. Очень даже возможно, что на этом он не остановится и прочитает другие ваши статьи, а может быть – заглянет на личную страничку.
А в жизни? Как правило, других имеют привычку критиковать и осуждать люди, которые в чем-то завидуют им, потому как сами не смогли этого добиться. Просто многие представители рода человеческого в силу устоявшихся традиций поведения предпочитают отдавать дань критикой, а не похвалами. Даже Президента критикуют и постоянно осуждают, и в основном как раз потому, что он занимает наиболее высокое положение в стране.
Кем бы мы ни были, нас все равно будут критиковать, ругать и осуждать. И изменить такой ход вещей совершенно нереально. Поэтому, если вы хотите добиться успеха в жизни, зарабатывать много денег, быть здоровым и жизнерадостным, вы должны привыкнуть к тому, что вас зачастую «учат жить».
Кроме того, справедливую критику можно использовать себе во благо. Ведь именно критика может послужить тем инструментом, который позволит взглянуть на себя со стороны окружающих, увидеть свои недостатки и найти ошибки. Справедливая критика всегда направит вас на верный путь самосовершенствования и позволит развить самые лучшие качества. Почему бы вам самим не попросить, например, друзей и знакомых, чтобы они указывали на ваши промахи? Или сотрудников о выполненной вами работе? Только сделать это нужно в мягкой, ненастойчивой форме. Вариант «Я буду очень рад любым комментариям, оценкам и здоровой критике в свой адрес» будет подходить во многих ситуациях. Несправедливую критику, которая не имеет к вам никакого отношения, в этом случае следует игнорировать и не обращать на нее абсолютно никакого внимания.
А вот критикой в адрес других стоит пренебрегать. Делайте это только в исключительных случаях. Когда же вы будете успевать исправлять себя, если постоянно занимаетесь тем, что критикуете других? Это пустая трата времени, ведь немногие люди действительно меняются после ваших замечаний, тем более, они практически всегда и без вас прекрасно знают свои недостатки. Поэтому, прежде чем ругать кого-либо, подумайте, а может лучше просто помочь этому человеку?
Критика с древних времен никогда не считалась правилом хорошего тона. Это просто глупо, потому как именно несовершенство окружающих и является тем фоном, на котором ярче выражаются ваши достоинства. Многим руководителям следует принять это во внимание. Ведь подчиненный, не справившийся со своей очередной, поставленной перед ним задачей, наверняка не хочет того, чтобы его уволили с работы? Он работает в меру своих способностей и сил. Ваша критика вряд ли поможет ему вдруг резко повысить эти данные. Стоит употреблять критику только в тех случаях, когда человек на самом деле не хочет выполнять работу ввиду обычной лени и неорганизованности.
Автор – Виталий Лебедев