Йоруба мифология
йоруба мифология, комплекс мифологических представлений народа йоруба, живущего в Западном Судане — на западе и юго-западе Нигерии, в Бенине и в незначительном числе в Того. У йоруба сложился политеистический пантеон богов (ориша), полубогов и духов.
Главнейшие божества: Олорун, Обатала, Одудува, Шанго, Огун, Олокун, Ориша Око, Ифа, Элегба. Глава пантеона — Олорун («хозяин неба»), передавший, однако, управление небесным сводом и миром созданному им Обатала, который сделал из глины первых людей — мужчину и женщину.
Согласно другому варианту мифа, не Обатала, а Ориша Нла управляет божествами, но он подчинён Олоруну и совершает работу созидания по его поручению; он создал сушу, формует из земли тела людей, жизнь которым даёт Олорун. Многие божества наделены функциями хранителей деревень, городов, племён и семей.
Й. м. отличается от менее развитых мифологических представлений ряда других народов Западного Судана (эве, чи и др.) по преимуществу антропоморфными образами богов, тенденцией к переходу локальных божеств в число основных богов пантеона (таковыми стали Ойя — богиня реки Нигер, Олоса — богиня лагуны Оса и др.), к слиянию отдельных божеств в обобщённые божества; например, у эве каждая гора имела своего духа, а в Й. м. фигурирует обобщённое божество гор — Оке; вместо множества местных морских божеств у народов побережья Западной Африки в йорубском пантеоне — бог моря Олокун. Й. м. имеет много общего с дагомейской мифологией (фон).
Известное сходство мифологий этих народов обусловливается, по-видимому, как типологической общностью их представлений, так и непосредственным влиянием и даже заимствованием. В городах-государствах йоруба мифология в интересах правителей подвергалась переработке в своеобразную «историю» государств.
В этих преданиях меняется первоначальный образ богов, иногда сохраняется лишь имя божества; обожествляется происхождение правящих династий, их предки наделяются именами почитавшихся архаических богов. Литература:Фробениус Л., Детство человечества, пер. с нем., СПБ, [б. г.];Desplagnes L., Le plateau central Nigérien, P., 1907;Ellis A. B., The yoruba-speaking peoples of the slave coast of West Africa, L., 1894;Forde D., The yoruba-speaking peoples of South-Western Nigeria, L., 1951;Idowu E. B., Olódumare.
God in Yoruba belief, L., 1962;Talbot P. A., The peoples of Southern Nigeria, v. 1—4, L., 1926. Е. С. Котляр.