Жизненные сценарии. Родительское программирование
С самого начала человек делает то, что ему говорят.
Большинство животных – нет. Это действительно отличие, и как
обычно, оно противоположно тому, что люди обычно говорят. Сек-
суальных мужчин называют (некоторые) животными, в то время как
люди по природе сексуальней, чем животные, и несексуальное жи-
вотное конечно не назовут человеком. Злобных людей также назы-
вают животными, но животные не бывают злобными большей частью,
даже голодные. И человека называют свободным, в то время как он
– самый податливый из всех животных.
Некоторых животных можно натренировать для исполнения трю-
ков время от времени, но не приручить. Других животных можно
приручить и также натренировать для исполнения трюков время от
времени. Но человек с самого начала и проводит всю свою жизнь,
исполняя трюки для своих хозяев: Мамы и Папы сначала, а потом
учителя, а после этого любого, кто сможет захватить его и нау-
чить подвигам войны или революции или трюкам мира. Революция,
ха! Уходи, Алекс. Теперь я хожу по проволоке в шоу, принадлежа-
щем Джо, вместо этого. Foo, Manchu! Its Mao now for this brown
kao – непереводимая игра слов. Верь, работай и повинуйся. Я не
могу верить Mammy, поэтому я буду подчиняться Benny. Я свобо-
ден пройти милю, чтобы сказать Привет, отыскать след или прой-
ти испытанно (игра слов: Heil – Привет, trail – след, trial –
испытание, – прим. пер.), достичь цели или угодить в тюрьму
(игра слов: goal – цель, gaol – тюрьма, – прим. пер.). Человек
запрограммирован подчиняться, подчиняться, подчиняться покор-
ным, или подчиняться непокорным. Равняйтесь в ряд направо, на-
лево, не разбредайтесь. Разбредайтесь, не равняйтесь в ряд. От
какой стороны я буду отставать? С какой стороной я буду бо-
роться? (игра слов: straggle – отставать, разбредаться,
struggle – бороться, – прим. пер.). Не борись. настраивай,
включай, бросай. Вот порядок! Не слушай тех чужих свиней. Слу-
шай только своих собственных свиней. Будь анархистом. Будь не-
зависимым, черт побери. Будь оригинален, нет, нет, не так, а
вот как. Это совершенно необходимо, чтобы вы любили себя и бы-
ли спонтанны.
Вот как это происходит.
С самых первых месяцев ребенка учат не только что делать,
но и также что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать.
А кроме того, ему говорят, быть ли ему победителем или проиг-
равшим, и как кончится его жизнь. Все эти инструкции запрограм-
мированы в его уме и его мозге так же прочно, как если бы они
были перфокартами, заложенными в память компьютера. В более
поздние годы то, о чем он думает как о своей независимости или
своей автономии, является просто свободой выбирать определен-
ные карточки, но по большей части на них остаются те же самые
отверстия, которые были нанесены на них вначале. Некоторые лю-
ди получают оживляющее чувство свободы, восставая, что обычно
означает одно из двух: 1) либо они вытаскивают пачку карточек,
напечатанных в раннем детстве, которую они еще не использовали
никогда раньше, 2) либо они переворачивают некоторые карточки
наоборот и делают противоположное тому, о чем они говорят. Час-
то это просто сводится к следованию инструкции на особой кар-
точке, которая гласит: “Когда тебе стукнет 18 (или 40), вос-
пользуйся этой новой пачкой карточек, или переверни следующие
карточки задом наперед”. Другой тип восстания следует инструк-
ции: “Когда тебе стукнет 18 (или 40), выбрось подальше все кар-
точки из серии А и оставь вакуум”. Тогда этот вакуум должен
быть заполнен так быстро, как только возможно новыми мгновенны-
ми программами, которые можно получить из наркотиков или от ре-
волюционного лидера. Так, в своих стараниях избежать превраще-
ния в пустоголовых или яйцеголовых, эти люди кончают тем, что
становятся кисло-головыми или злобно-головыми.
В любом случае каждый человек послушно кончает в возрасте
пяти или шести – да, кончает в возрасте пяти или шести – свой
сценарий или жизненный план, в большей части продиктованный его
родителями. Он говорит ему, как он будет проводить свою жизнь,
и как он закончит ее, победитель, не победитель, или проиграв-
ший. Будет ли это в большой комнате в окружении любимых людей,
или на кровати, затолканной в коридор городского госпиталя, или
упадет как подстреленная птица в холодную неспокойную воду про-
лива Золотые ворота? В пять или шесть он не знает всего этого,
но он знает о побеждающих львах и пустынных коридорах и мер-
твой рыбе в холодной воде. И он также знает достаточно, чтобы
входить первым или вторым, как его отец или папочка, или вхо-
дить последним как его дед, Это свободная страна, но не пяль
глаза. У нас свобода слова, поэтому слушай меня. Если ты не бу-
дешь осторожным сам, никто не будет осторожным за тебя, но (а)
нет, нет, не пачкай и не трогай, или (б) или (с) ты соби-
раешься вырасти вором или кем?
Ну, дай ему сдачи. Ты не должен был его ударить. Скажи, что
просишь прощения. Будь начеку. Я тебе покажу, от чего реветь,
ты, маленькое чудовище. Чувствуй злобу, неловкость, вину, ис-
пуг, обиду. Я научу тебя тому, как думать, так же как тому, как
чувствовать. Не думай таких мыслей. Думай над этим до тех пор,
пока не увидишь, что это может получиться. Я тоже покажу тебе,
как это сделать. Вот как справиться с этим. Ты не знаешь кем
быть, когда вырастешь? Я скажу тебе кем быть. Будь хорошим. Де-
лай, что тебе сказали, Адольф, и не задавай вопросов. Будь дру-
гим. Почему ты не можешь быть как другие дети?
Таким образом, выучив, что не видеть, что не слышать, и что
не трогать, и какие чувства иметь, и как не думать, и кем не
быть, ребенок отправляется в школу. Здесь он встречает учите-
лей и свой собственный мир. Он называется начальной школой, но
на самом деле это школа правоведения. К тому времени, как ему
исполняется десять, (возраст, к которому прилипают юристы), он
уже законченный маленький напускатель тумана для целей соб-
ственной защиты. Он должен им быть, в особенности если он не-
честный и непослушный. Ты сказал, чтобы я не писал вздора на
доске, но ты не говорил, чтобы я не стирал ее (или наоборот).
Ты сказала не брать у нее леденец, но ты не сказала не брать у
нее жевательную резинку. Ты сказал мне не говорить плохих слов
кузине Мэри, но не говорил не раздевать ее. Ты говорил мне не
ложиться на девочек, но ты не говорил ничего про мальчиков.
Позднее, в средней школе, появляются настоящие отправные
точки сценариев. “Не ходи в летнее кино. Ты можешь забереме-
неть!” Вплоть до этого момента она не знала, как можно забере-
менеть. Теперь она знает. Но она еще не готова. Она должна
ждать сигнала. “Не ходи в летнее кино, ты забеременеешь, до тех
пор, пока я не подам тебе сигнал”. Она знает, что матери было
шестнадцать, когда она родилась, и очень скоро вычисляет, что
она, видимо, была зачата вне брака. Естественно, мать начинает
очень нервничать, когда минует свой шестнадцатый день рождения.
Однажды мать говорит: “Лето – самое плохое время. Как раз ле-
том большинство старшеклассниц беременеют” (обобщая по соб-
ственному опыту). Это и есть сигнал. Таким образом, дочь идет в
кинотеатр под открытым небом и оказывается беременной.
“Не ходи в мужскую комнату, потому что ты встретишь там
плохого человека, который сделает с тобой что-то мерзкое”, –
говорит отец своему восьмилетнему сыну. Он повторяет это около
раз в год, так что когда приходит время, мальчику становится
любопытно, что это за мерзкая вещь, и он знает куда пойти, что-
бы выяснить это. Другой отец умещал не только сексуальные ин-
струкции, но весь жизненный сценарий в одну подростковую фразу:
“Не дай себя поймать идущим в тот дом на Бурбон-стрит, где есть
женщины, которые сделают все, что ты захочешь за пять
долларов”. Поскольку у мальчика не было пяти долларов, он ук-
рал их из кошелька своей матери, намереваясь пойти на Бур-
бон-стрит на следующий день. Но мать случайно сосчитала деньги,
в тот же вечер отыскала, где мальчик спрятал их, и он был пой-
ман и наказан. Он понял этот урок хорошо. “Если бы я пошел сра-
зу после обеда, вместо того, чтобы откладывать до следующего
дня, все бы сошло нормально”. Он не был пойман с пятью доллара-
ми. Это хороший сценарий не победителя. Если ты хочешь женщин,
достань деньги. Потратэ их как можно скорее, пока тебя не успе-
ли поймать. Ты не можешь выиграть, но ты безусловно можешь из-
бежать проигрыша. Инструкции проигрывающего обычно звучат по-
добно следующему: “Если тебе с первого раза не удалось, пробуй,
пробуй, пробуй снова. Даже если ты победишь некоторых, продол-
жай попытки, и ты обречен на проигрыш в конце, потому что ты не
можешь победить их всех”. Инструкции победителя звучат: “С ка-
кой стати вообще проигрывать? Если ты проигрываешь, это значит
ты неправильно играл. Поэтому делай это снова до тех пор, пока
не научишься делать правильно”.
Если этому не помешает некая решающая сила, сценарий будет
доведен до сладкого или горького конца. Таких сил три: величай-
шие разрушители сценариев – массовые события, которые безжалос-
тно обрушиваются на тропу истории: войны, голод, эпидемии и уг-
нетение, которые застигают врасплох и уничтожают каждого перед
собой как непреодолимая космическая сила, спасающая тех, кому
разрешено карабкаться на борт, и использующая их как победите-
лей. Вторая сила – психотерапия и другие превращения, которые
разбивают сценарии, и превращают проигрывающих в не-побеждаю-
щих (“Делание прогресса”), а не-побеждающих в победителей
(“Выздоровление”, “Впрыгивание”, и “Появление света впереди”).
В редких случаях третья сила побеждает, и сценарий разру-
шается автономным решением или пере-решением самого человека.
Это случается с людьми, чей сценарий позволяет им принимать ав-
тономные решения. Наиболее очевидный пример недавнего времени –
Мао Цзе Дун, глава Китайской Народной Республики, который на-
чал как представитель среднего класса со сценарием среднего
класса, и путем собственной внутренней борьбы стал тем, что он
называет настоящим пролетариатом, так что он чувствовал себя
комфортабельно в этой роли и некомфортабельно в роли, предпи-
санной сценариемм среднего класса, которая вследствие главной
силы Китайской истории была ролью проигравшего 3. Путем впрыги-
вания в историю он стал победителем в войне и политике, а так-
же и в литературе, поскольку в лучшем случае немногие авторы
новейших времен столь широко как он читаемы при их собственной
жизни.
Важно заметить, что сценарий не является “бессознательным”
и может быть легко выявлен путем умелого расспроса или внима-
тельного самонаблюдения. Единственная помеха – то, что многие
люди с неохотой принимают существование такого жизненного пла-
на и предпочитают демонстрировать свою независимость играя в
игры – игры, которые сами продиктованы их сценарием.