Изучение воли
Большой вклад в изучение вопроса внес Мясищев. Единого определения воли нет.
Воля – сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности по поведению, обеспечивающему достижение поставленной цели путем преодоления трудностей.
Особая форма активности возникла в трудовом действии.
Воля складывается из двух моментов: а) внутренних (борьба мотивов), воля проявляется в большей степени, б) внешних (преодоление трудностей).
Функции воли: 1) интеграция – внутренняя функция (мобилизует все потенциалы психики); 2) регулирование – внешняя функция (когда усилия носят коллективный характер).
Из всех психических явлений “произвольными” могут быть внимание и память.
Общий источник воли – потребности человека.
Структура волевого акта:
1. Возникновение побуждения и постановка цели.
2. Борьба мотивов, проблема выбора.
3. Принятие решения.
4. Выполнение действия.
Волевые действия бывают:
1) Простые:
– постановка цели
– исполнение
2) Сложные:
– осознание цели – смутное влечение, желание, мотив;
– планирование – намечение пути и средства
– исполнение – связано с преодолением препятствия
Развите воли в онтогенезе. Детство – больше непроизвольной деятельности, волевое усилие не развито. Школа – умение блокировать мышечную деятельность на уроке. Пубертат – подражание, ставят цели, но волевых усилий не хватает. Юношество – самостоятельная постановка целей и осознание усилий, которые нужны для преодоления препятствий.
Волевые качества личности: целеустремленность (умение ставить и достигать цели), решительность (быстрый и продуманный выбор цели, определение способов достижения), устойчивость (способность длительное время направлять и контролировать поведение), выдержка (самообладание), самостоятельность (собственная инициатива) и т.д.
Методы исследования:
1. Уровень волевого усилия (частота пульса, время). Держать в вытянутой руке гантель (1 кг.): начинаю уставать, устал, очень устал, скоро не смогу.
2. Методика Розенбат, Мариной: максимальная сила руки, потом удерживать на 1/3 больше – сколько сможет.
3. Измерение темпа мышечных усилий (теппинг-тест): ставить точки в квадрат, 15 сек – в произвольной форме, 15 секунд – с максимальной скоростью.
4. Удержание ноги.
5. Устойчивость волевого усилия – устойчивость произвольного внимания. 10 опечаток в серии слов. Найти из за время, точность. Что преобладает, чтение текста, поиск опечаток? Испытуемый собрался сразу или при повторном чтении?
6. Дисциплинированность – волевая черта характера. Все задания просты, если внимательно слушать и выполнять. Может выполнять не очень сообразительный и не очень развитый умственно. Количественный показатель – число правильно выполнения задач. Качественный показатель – как работал: спокойно, уверенно или отвлекался, исправлял.
7. Время задержки дыхания, 1 из моделей изучения волевых реакций.
8. Опросник Стамбуловой – изучение воли у подростков (поведенческие проявления, метод наблюдения, беседа, самооценка).