Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Хурритская мифология

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Хурритская мифология

хурритская мифология. Источники изучения Х. м. — хурритские литературные сочинения, дошедшие в хеттских переложениях, ритуальные тексты из Богазкёйского архива, списки богов в хурритских и хеттских текстах, материалы ономастики.

Наибольшее развитие в Х. м. получили космо- и теогонические мифы, в значительной степени восходящие к месопотамским (в них действуют шумеро-аккадские по происхождению божества Ану, Алалу, Эа, Никкаль, Тапкина и др., сохранены представления о первоначальном единстве мира, предшествовавшем отделению неба от земли, о смене поколений богов и т. д.). Мир делился на три сферы: небо, населённое богами молодого поколения («богами верха»), земля и подземное царство, в котором обитают божества старшего поколения («боги низа» или минувшие, древние боги, ср.

Ануннаки в шумеро-аккадской мифологии). Х. м. не знала единого пантеона. Более известны локальные пантеоны, нашедшие отражение в хуррито-хеттских источниках из Богазкёя («анатолийский», или «малоазийский») и хурритских списках богов из Угарита («западносемитский»), менее — из Митанни и Нузи (населённая хурритами область в бассейне реки Диала).

При их сопоставлении выделяется общехуррит-ское ядро: Кумарби, Тешуб, Аштаби, Нубадиг, Кужух, Шимиге, Шавушка. Тешуб и, возможно, Шимиге имеют точные соответствия в урартской мифологии: Тейшеба и Шивини.

Верховное божество «анатолийского» пантеона — бог грозы Тешуб (соответствует шумеро-аккадскому Ададу, западносемитскому Балу). Его спутники — быки Хурри (букв. «утро») и Шери (букв. «вечер») и обожествлённые горы Намни (хуррит.; возможно, соответствует античному Аманус в Сирии) и Хаззи (хуррит.; западносемитский Цапану, библейский Цафон, античный Касиус, современный Джебель аль-Акра).

Далее следуют «отец богов» Кумарби, бог подземных вод и мудрости Эа, бог солнца Шимиге, бог луны Кужух, воинственные боги Аштаби и Нубадиг, бог огня Иршаппа (соответствует западносемитскому божеству огня Рашапу), многочисленные анатолийские по происхождению боги-защитники (идеографическое написание KAL). Во главе женских божеств стоит Хебат, супруга Тешуба.

Супруга Кумарби (отождествлённого с запад-носемитским Дагоном) — богиня Ша-луш (Шалаш) Пидинская, супруга Эа (как и в Аккаде) — Тапкина (см. Дамгальнуна), Кужуха — Никкаль (в Аккаде — Нингаль, супруга бога луны Нанна), Шимиге — Айа (в Аккаде — супруга бога солнца Шамаша). Шавушка (выступающая иногда и как мужское божество) — хурритская ипостась вавилоно-ассирииской Иштар, сестра Тешуба, богиня плодородия и любви, в мифах наиболее активно действующий женский персонаж.

Её окружают богини Ниннатта, Кулитта и, возможно, Ишхара. Богини судьбы — Худены — Худеллуры. Алани (букв. «госпожа») — богиня преисподней (соответствует шумеро-аккадской Эрешкигаль).

Адамма, по-видимому, идентична госпоже города Кархемиша богине плодородия Кубабе. Среди богов подземного царства выделяются Энлиль, Абаду, отец и мать Ишхары, Нара, Намшара, Минки, Амунки, Амизаду, Алалу. «Западносемитский» пантеон, включая большинство перечисленных богов, менее упорядочен (при их перечислениях не соблюдалась строгая иерархическая последовательность), значительное место в нём занимали локальные западносемитские элементы.

В пантеон Митанни, правящая династия которого была, по-видимому, арийской по происхождению, входили не встречающиеся более нигде в Передней Азии древнеиндийские божества Митра, Индра, Насатьи, возможно, Варуна (хотя необычное написание его имени Uruwana вызывает сомнение в справедливости такого отождествления). Оригинальные божества нузийского пантеона — Тилла и U. GUR (идеографическое написание).

Наибольшее отражение хурритские мифы нашли в хеттских эпических сочинениях о Кумарби. В первом из них («О царствовании на небесах») повествуется о смене трёх поколений богов.

В прежние времена на небе царствовал бог Алалу, и даже могучий бог неба Ану (см. Aн) прислуживал ему. По истечении девяти лет правления Алалу Ану изгоняет его на землю и воцаряется на небесах. Ему прислуживает Кумарби, но через девять лет восстаёт против него.

Ану в испуге бежит, взлетая на небо, но Кумарби настигает его и оскопляет. Ликующему Кумарби Ану предвещает рождение трёх грозных богов: Тешуба, его помощника Ташмишу и реки Аранзах (хурритское название Тигра).

Услышав это, Кумарби выплёвывает сперму Ану [но, очевидно, не всю, так как отдельные фрагменты мифа повествуют о рождении из головы Кумарби Тешуба и двух других богов (не называвшихся Ану)]. Земля беременеет и производит на свет двоих детей (возможно, от семени Ану, выплюнутого Кумарби).

По-видимому, к этому же циклу относится отрывок, в котором говорится, что Тешуб возжелал убить Кумарби. Ану пытается убедить его отказаться от своего намерения и, видимо, предлагает сделать царём Эа. (Тешуб в итоге всё же низвергает Кумарби и занимает небесный престол.) Затем, очевидно, следуют события, описанные в мифе о кратковременном царствовании на небесах бога-хранителя (KAL), который побеждает Тешуба и (с согласия Эа — в этом отрывке он назначает и свергает небесных правителей) восходит на престол.

Однако, недовольный его правлением, Эа смещает KAL. Тешуб вместе со своим визирем Нинуртой (хуррит. Аштаби) наносит KAL увечья, и тот признаёт власть Тешуба.

В «Песни об Улликумме» Кумарби, свергнутый Тешубом, пытается отомстить ему и вернуть утраченную власть. Для этого, сочетавшись со Скалой, он порождает каменное чудовище (Улликумме), призванное разрушить священный город Тешуба Куммию и низвергнуть узурпатора.

По поручению, которое дал Кумарби, боги Ирширры несут младенца в море и кладут на плечо Убеллури — гиганта, поддерживающего вселенную. Улликумме растёт не по дням, а по часам и через пятнадцать дней достигает неба. Первым его замечает Шимиге и сообщает Тешубу.

Встревоженный Тешуб вместе со своим братом Ташмишу и сестрой Шавушкой отправляется на гору Хаззи взглянуть на чудовище. Его вид приводит богов в трепет.

Шавушка пытается сразить Улликумме своими чарами, но безуспешно: Кумарби предусмотрительно (видимо, потому, что ранее Шавушка очаровала и погубила другое чудовище — Хедамму) создал его слепым и глухим. Тешуб созывает богов и готовится к битве.

Но боги бессильны перед каменным чудовищем. Лишь Эа принадлежащим богам низа резаком (которым в минувшие времена земля была отделена от неба) удаётся отрезать Улликумме от Убеллури и тем лишить силы.

В хеттской передаче дошёл также миф о рождённом Кумарби и дочерью моря Шертабшухури змее Хедамму, ненасытном чудовище, уничтожающем человечество. С ним удаётся справиться лишь Иштар Ниневийской (Шавушке), покорившей его своими чарами.

Трудно судить, входит ли этот миф в цикл о Кумарби или является самостоятельным произведением. Литература:Луна, упавшая с неба.

Древняя литература Малой Азии, пер. с древнемалоазиатских языков, М., 1977;Гютербок Г. Г., Хеттская мифология, в кн.: Мифологии древнего мира, пер. с англ., М., 1977;Friedrich J., Chur-ritische Märchen und Sagen in hethitischer Sprache, «Zeitschrift fur Assyriologie und Verwandte Gebiete», 1950, Bd 49 (Neue Folge, 15);его же, Der churritische Mythus vom Schlangendämon Hedammu in hethitischer Sprache, «Archiv Orientální», 1949, v. 17/1;Goetze A., Kleinasien, Münch., 1957;Güterbock H. G. (ed.), Kumarbi, Mythen vom chur-ritischen Kronos…, Z.—N. Y., 1946;его же, The hittite version of Hurrian Kumarbi myths. Oriental Forerunners of Hesiod, «American Journal of Archeology», 1948, v. 52;его же, The song of Ullikummi…, New Haven, 1952;Laroche E., Recherches sur les noms des dieux hittites, P., 1947;его же, Teššub, Hebat et leur cour, «Journal of Cuneiform Studies», 1948, № 2;его же, Le Panthéon de Jazilikaya, «Journal of Cuneiform Studies», 1952, № 6;его же, Ugaritica, V, Nouveaux textes acca-diens, hourrites, et ugaritiques des archives et bibliothèques privées d'Ugarit, P., 1968, p. 518—527;его же, Notes sur le panthéon hourrite de Ras Shamra, «Journal of the American Oriental Society», 1968, v. 88;его же, Les dénominations des dieux «antiques» dans les textes hittites, в кн.: Anatolian Studies Presented to H. G. Güterbock on the occasion of his 65-th birthday, Istanbul, 1974, p. 175—85;его же, Panthéon national et panthéons locaux chez les Hourrites, «Orientalia», 1976, v. 45, № 1—2;Meriggi P., I miti di Kumarpi, il Kronos Curri со, «Athenaeum», 1953, v. 41, (N. S., v. 31);Otten H., Mythen vom Gotte Kumarbi, В., 1950;Pritchard J. B. (ed.), Ancient Near Eastern texts, relating to the Old testament, 2 ed., Princeton, 1955;Schuler E. von, Die Mythologie der Hethiter und Hurriter, в кн.: Wörterbuch der Mythologie, hrsg. von H. W. Haussig, Abt.

1, Lfg. 1, Stuttg., 1965;Siegelova J., Appu-Märchen und Hedammu-Mythus, Wiesbaden, 1971 (Studien zu den Boğazköy-Texten, № 14).