Почему дети подражают мультяшным персонажам?
По пути на работу, на выходе из метро нагоняю сослуживца. Он сегодня не один - рядом сын-второклассник. «Привет, Гарри Поттер», - обращаюсь к мальчишке. «Ну, я не совсем Гарри Поттер», - отвечает зардевшийся пацан, поправляя дужку круглых очков. Вижу, что попал «в точку», сравнение ему приятно…
Психологи считают, что отождествляя себя с каким-либо сказочным или фантастическим персонажем, ребенок ищет психологическую поддержку для решения своих жизненных проблем. Вымышленный герой обладает теми свойствами, которых недостает малышу в реальной жизни. Принимая чужое имя и копируя имидж, ребенок становится в своих фантазиях обладателем возможностей и навыков образца для подражания.
Взрослые поначалу не обращают внимания на «перевоплощение», воспринимая его как элемент игры. Подыгрывая, покупают игрушки и предметы с символикой понравившегося «героя», а то и целиком костюмы. Но через несколько недель или месяцев, когда всем надоедает (родителям, но не ребенку), понимают, что игра затянулась и выходит из-под контроля.
Американский психолог и психиатр Эрик Берн утверждает, что поведение образца для подражания, каким обычно становится персонаж сказки, фильма или мультика ложится в основу «сценария» всей будущей жизни и влияет на ее ход.
Через действия выбранного героя дети знакомятся с моделями и стратегиями поведения, отличительными признаками хорошего и плохого. При этом особого различия между экранными сюжетами и реальностью их сознание не видит. Перенос поведенческих моделей в реальную жизнь происходит напрямую, без критического анализа и оценки.
Например, после появления на экранах «Тома и Джерри» в США участились случаи издевательств детей над животными. Дети не задумывались над своим поведением и последствиями действий, ведь в мультсериале и кот, и мышь мгновенно восстанавливались после любых повреждений. Тело, смятое в гармошку, легко распрямлялось, «искры из глаз» не влияли на зрение, а удары кувалдой по голове вызывали всего лишь появление шишки, исчезающей прямо на глазах.
Усадить ребенка у телевизора и «забыть» о нем на какое-то время очень удобно. Но малыши, сидящие перед «голубыми экранами» по несколько часов кряду, в конце концов, начинают жить жизнью мультяшных персонажей. А потом на консультации к психологам приводят детей-пауков, динозавров и пиратов Карибского моря.
Затянувшаяся игра вполне может стать началом шизофрении. Если ребенок несколько раз на дню просит поставить диск с любимым мультиком, к месту и не к месту сыплет цитатами своего кумира и копирует его манеру поведения - это серьезный повод для родителей задуматься, вероятно, что-то уже упущено.
Попробуйте поговорить с малышом о его любимом персонаже. Ни в коем случае не пытайтесь высмеять и не навязывайте разговор «в самый интересный момент», когда ребенок увлечен просмотром. Физиологически дети не могут долгое время сидеть на одном месте. В какой-то момент внимание к фильму ослабеет, используйте его, чтобы отвлечь ребенка, занять чем-то другим и поговорить. Мульфильм для детей нельзя рассматривать как способ времяпровождения, это повод для совместного обсуждения увиденного на экране.
Наши дети рождаются людьми, а пауками и бэтмэнами их делает наша лень и безответственность. Не забывайте об этом и не жалейте времени собственному будущему.
Автор - Алексей Норкин
Источник
- Как сохранить взаимопонимание в семье после появления ребенка
- Как быть цензором своему ребенку
- Можно ли ребенка избаловать вниманием
- Гиперактивный ребенок: часть 2 - что делать
- Нужно ли заставлять ребенка всё учить
- Как помочь ребенку пережить развод родителей
- Все ли детские конструкторы одинаково полезны
- Учатся ли современные дети добру
- Как избежать детских капризов в супермаркете
- Что делать, если ребенок не хочет одеваться
- Почему дети любят сладости
- Нужен ли ребенку мобильный телефон
- Как воспитываются культурные навыки у маленьких детей
- Как простую комнату превратить в детскую
- Персонализированная сказка: почему она так важна для ребенка
- Скорее в надувной бассейн, или Что нужно детям для счастья летом
- Почему дети в возрасте от 2 до 5 лет бывают упрямы
- День защиты детей
- Кому и зачем нужен детский сад
- Как помочь детям, потерявшим родителей, или Что такое Детская деревня - SOS