Выученная беспомощность — состояние, при котором замедляется научение или которое препятствует ему. В ситуации нехватки контроля над обстоятельствами человек перестает стараться влиять на результаты не только в этой, но и в новых ситуациях, где такой контроль возможен.
Находясь под воздействием неприятных обстоятельств, он не предпринимает попыток избежать их, хотя избавление или избегание в принципе возможны. Майер и Селигмен (1976) охарактеризовали три вида дефицита, связанного с такой выученной беспомощностью: мотивационный, когнитивный и эмоциональный. Безуспешная попытка противостоять стрессу могут привести к отрицательным психологическим и соматическим последствиям для здоровья. В. б. вызывает депрессию у лиц: (а) считающих, что их неудачи определяются их собственными недостатками; (б) считающих, что их неудачи характерны для любой их жизненной ситуации не только в настоящем, но и в будущем; (в) считающих, что они не способны справиться с трудными ситуациями, которые разрешимы для любого другого человека. Термин В. б. предложен М. Селигменом для обозначения того факта, что данный вид беспомощности является приобретенным состоянием.
Н. Д. Творогова
- "ВОССТАНИЕ МАСС"
- "ВОСКРЕШЕНИЕ СУБЪЕКТА"
- "ВНУШАЕМОСТЬ" (ТЕСТ)
- "ВЕЩЬ В СЕБЕ"
- "ВЕСЕЛАЯ НАУКА"
- "ВЕЛИКИЕ НЕВРОЗЫ" НАШЕГО ВРЕМЕНИ
- "ВАШЕ САМОЧУВСТВИЕ"
- ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА
- ВЫЯСНЕНИЕ
- ВЫШЕСЛАВЦЕВ
- ВЫТЕСНЕНИЕ
- ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ФОРМИРОВАНИЕ
- ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
- ВЫСКАЗЫВАНИЕ
- ВЫРУБОВ
- ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ РАЗВИТИЕ
- ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
- ВЫНОСЛИВОСТЬ
- ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ
- ВЫГОТСКИЙ