Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ВУДВОРТС

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ВУДВОРТС (Woodworth) Роберт С. (1869—1962) — американский психолог, "отец американской психологии", представитель одного из направлений функциональной психологии, названного динамической психологией. Образование получил в ун-те Амхерста (бакалавр, 1891) и Гарвардском ун-те, где он учился с Уильямом Джеймсом и Дж. Ройсом (бакалавр, 1896; магистр, 1897). В 1899 г. в Колумбийском ун-те под руководством Дж.М. Кеттела защищает докт. дис.

Профессиональную деятельность начал в качестве профессора Нью-Йоркского ун-та (1903). Президент АРА (1914), президент Психологической корпорации (1929). Награжден золотой медалью APF (1956). Занимал многочисленные консультационные должности, был ред. "Archives of Psychology" (1906—1945). Профессиональные интересы В. были чрезвычайно разнообразны и связаны с экспериментальной психологией, общей психологией, историей психологии, психологией личности и социальной психологией, психофизиологией и сравнительной психологией.

После непродолжительной работы в больницах Нью-Йорка, где он изучал физиологию, и работы под руководством Ч.С. Шеррингтона в Ливерпульском ун-те Англии, В. возвращается в США, в Колумбийский университет (1903 г.), где проработает вплоть до своей отставки в 1942 г. Первое влиятельное исследование В. по проблеме "переноса" в обучении было осуществлено совместно с Е.Л. Торндайком в 1901 г. и опубликовано в журнале "Psychological Review" № 8. В работе доказывалось, что тренировка одной функции мало влияет на другую. Это помогло опровергнуть "доктрину формальных дисциплин в образовании". Другой важной работой В. было исследование, основанное на антропометрических исследованиях 1100 человек, принадлежащих к различным расам (1904 г.,

Международная выставка в Сент-Луисе). В. показал, что различия внутри популяции гораздо значительнее, чем различия между расами. Для того времени это было революционное утверждение.

В 1918 г. В. публикует книгу "Dynamic Psychology", в которой развивает идеи о принципиальной важности динамики мотивов в организации поведения и популяризирует введенный им термин "динамическая психология". Считая исходную формулу бихевиоризма "стимул-реакция" неполной, В. включает в нее в качестве опосредствующего звена такую детерминанту, как организм, с присущими ему мотивационными параметрами ("стимул — организм — реакция). Он выдвинул гипотезу о том, что формирующиеся навыки сами могут приобретать побудительность, вне зависимости от инстинктов, обусловивших их формирование.

В дальнейшем это положение было взято на вооружение Гордоном Олпортом в его теории мотивов. Результатом преподавательской деятельности В. был учебник "Psychology" (1921), выдержавший пять переизданий (посл. в 1947), и "Experimental Psychology" (совм. с H. Schlosberg, 1938, 1954), ставшая для нескольких поколений студентов главным учебным пособием по экспериментальной психологии. Одним из первых исторических обзоров психологии стала книга В. "Contemporary Schools of Psychology" (1931, 1948, 1964). В ней он, в частности, излагает свою методологическую позицию умеренности и эклектизма и критикует "узкие и жесткие" методики Э.Б.

Титченера и Дж.Б. Уотсона. Обобщение идеи В. получили в последнем крупном издании "Dynamics of Behavior" (1958). В рус. пер. изданы: "Экспериментальная психология", М., 1950; Тексты: "Подкрепленное восприятие"; "Зрительное восприятие глубины" / "Хрестоматия по ощущению и восприятию", М., МГУ, 1975; "Решение проблем животными"; "Этапы творческого мышления" / "Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления", М., МГУ, 1981.

Л.А. Карпенко


Новые статьи:
Старые статьи: