Тиштрйа Тиштрйа [авест., восходит к индоевропейскому *tri-striios, «относящийся к созвездию из трёх светил» (имеется в виду пояс Ориона)], в иранской мифологии (в «Младшей Авесте») божество, олицетворение звезды Сириус, предводитель всех созвездий ночного неба.
Образ Т. восходит к эпохе индоиранской общности: ср. ведийский Тишья. Теофорные имена, содержащие имя Т., известны с раннеахеменидского времени. Эпитет Т. auruša переводят либо как «белый», либо как «красный».
Т. посвящён так называемый «Тир-яшт» («Яшт» VIII). Главная функция Т. низведение на иссушенную летним зноем землю благодетельных вод (из иных индоевропейских традиций греческая, напротив, приписывает влиянию Сириуса наступление пагубной засухи, а римская гибельное наводнение на озере Альбано, в чём обнаруживают соответствия как с греческим, так и с индоиранским божеством).
Как и древнеиндийский Тишья, Т. почитался как стрелок, он способен принимать различные облики (юноша, златорогий бык, белый конь). Лук Т. (или его воплощения им, видимо, был стрелок Эрехша, VIII 6, 3738) являлся орудием судьбы. Т. поклонялся Ахурамазда (VIII 25).
Т. поражает падающие звёзды колдуний-паирика. Центральный эпизод «Тир-яшта» посвящён поединку Т. с демоном засухи Апаошей.
Т. сражается в облике прекрасного белого коня с жёлтыми ушами и золотыми удилами, а Апаоша безобразного чёрного коня с облезлыми ушами, спиной и хвостом. После трёх суток битвы Апаоша изгоняет Т. из озера Ворукаша.
Тогда Т. обращается за помощью к Ахурамазде, который даёт ему силу десяти коней, верблюдов, быков, гор и рек. Бой вновь разгорается, и Т. побеждает. Воды освобождаются, и начинается дождь. (Ср. общеиндоевропейский мифологический сюжет освобождения мировых вод в результате поединка бога-громовержца с демоническим противником; видимо, общеиндоевропейский характер носит и связь лошади с водой; ср., например, коней Посейдона.) Существует гипотеза о влиянии на мифы о Т. египетской и месопотамской традиций (ср. египетское олицетворение Сириуса Сопдет, божество чистой воды и наводнений; в Двуречье зодиакальный знак начала сезона дождей человек-скорпион с луком).
Литература
:
Forssman B., Apaoša, der Gegner des Tištriia, «Zeitschrift für vergleichende Sprachforschung», 1968, Bd 82, H. 1, S. 3761;
Tilak B. G., The Orion or researches into antiquity of the vedas, Bombay, 1893.