Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ТАРД

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ТАРД (Tarde) Габриель (1843—1904) — французский психолог, социолог и криминолог, один из основателей психологического направления в западной социологии. В 1893—1896 гг. возглавлял отдел в Министерстве юстиции, затем занимался преподавательской работой. С 1900 г. — профессор новой философии в

Коллеж де Франс. Под влиянием получивших широкую популярность исследований роли внушения и гипнотизма выдвинул концепцию, согласно которой исходным пунктом общества является психология индивида, а ключевыми процессами социальной жизни служат три фактора: подражание, изобретение и оппозиция (противодействие инновациям). Среди этих факторов доминирующим, по мнению Т., является подражание как основа ассимиляции индивидом установок, верований и чувств других людей ("Законы подражания", 1890).

Внушенные извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности как в состоянии сна, так и при бодрствовании. Общество существует как проявление всеобщего мирового закона повторения. Единственный источник его прогресса — открытия и изобретения, возникающие как следствие инициативы отдельных личностей и нового сочетания существующих идей. В результате подражания индивид осваивает как уже существующие нормы и ценности, так и нововведения. Эти идеи Т. в дальнейшем были развиты в теориях социализации личности. Т. различал психологию индивида и психологию толпы, где человеческая индивидуальность подавляется. Групповое поведение Т. трактовал как гипнотизацию множества людей, основанную на имитации, а само это поведение как одну из форм сомнамбулизма. Все, что человек умеет делать, не учась на чужом примере (ходить, есть и др.), относится к разряду физиологических явлений, а обладание какой-либо походкой, предпочтение определенной еды и т. п. — результат социальной жизни. Между индивидом и толпой Т. выделял промежуточное звено — публику, которая формируется под влиянием средств массовой коммуникации и, не будучи как толпа объединена физически, обладает общим самосознанием. Ряд идей, высказанных Т., имели позитивное значение для развития социальной психологии.

>В качестве криминолога выступал против версии о врожденном характере преступных намерений и действий, считая их продуктом отношений в общественной среде. Оказал влияние на Э. Росса, Д. Болдуина, Ч. Кули и др. Его концепции повлияли на теории "массового общества", исследования массовидых явлений, массовых коммуникаций и распространение инноваций. Соч. Т. в рус. переводе: "Законы подражания", СПб., 1892; "Социальная логика", СПб., 1901; 2000; "Общественное мнение и толпа", М., 1902; "Личность и толпа", СПб., 1903; "Теория психических воздействий", СПб., 1905; "Отрывки из истории будущего", М., 1906; "Социальные законы", СПб., 1906 и др.

Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский