Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Какие рисуночные тесты можно провести с ребенком

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Какие рисуночные тесты можно провести с ребенком? Вариации на тему «Рисунок семьи»

Что рисуют наши дети? Конечно, самое главное: самих себя, ситуации, происходящие вокруг, ну и конечно – своих родных. Семья – маленький космос любого ребенка, и все ее члены – звезды и планеты, очень важные и нужные, и все друг с дружкой связанные.

Конечно, многие не раз слышали о том, что рисунки семьи – открытые книги, в которых внимательному взгляду легко прочесть целую сагу. Как ориентироваться в этих «книгах», тоже написано довольно много, поэтому расскажу лишь о нестандартных способах.

Все мы привыкли, что рисунок семьи – это что-то вроде «я-мама-папа-брат-стоят-рядом-и-держатся-за-руки». Однако психологи читают, что есть куда более информативный способ организации «семейного портрета» – так называемый динамический рисунок семьи. Этот способ «работает» лет с 5-6, когда ребенок рисует уже вполне осмысленно и начинает овладевать искусством передачи эмоций и действий.

В отличие от традиционного рисунка, здесь предлагается нарисовать семью так, чтобы каждый ее член что-то делал, был чем-то занят. Такая постановка вопроса дает возможность получить намного более полную информацию о восприятии ребенком своей семьи в целом и родных в частности, о том, как он понимает и видит распределение семейных ролей.

Особенно хороши бывают рисунки подростков – они подают ситуацию с юмором (порой довольно жестоким), однако и польза несомненна: умение взглянуть на ситуацию «со стороны» снимает напряженность и помогает увидеть возможные пути разрешения проблем.

Так, очень показательно, если папа нарисован сидящим «спиной ко всем-лицом к компьютеру», мама – готовящей бесконечный борщ, дядя – с бутылкой пива, а младшие братья – сцепившимися в кусающийся и дерущийся клубок. Как видите, динамический рисунок дает возможность сразу выявить «проблемные зоны» отношений.

На что же следует обращать внимание в «семейных» картинах? Конечно, в первую очередь – на состав семьи.

Все ли родственники присутствуют на изображении? Если не все – кого не хватает? (Задумайтесь, почему – он мало значим для ребенка, они редко видятся, часто или серьезно конфликтуют? В любом случае, этот вопрос требует повышенного внимания).

А может быть, на рисунке присутствует кто-то, кого вы лично не воспринимаете как члена семьи, а вот ребенок вашего мнения не разделяет? (Такое случается с бабушками и дедушками, живущими отдельно, или со сводными и двоюродными братьями и сестрами. Так или иначе – обратите внимание, что ребенок тянется к этому человеку, ему не хватает общения с ним).

Если нарисованы члены семьи, не существующие в реальности (к примеру, единственный ребенок в семье рисует рядышком еще двоих братьев) – это повод задуматься, не воспринимает ли он свою семью как ущербную, в чем-то неполную?

Очень важно, есть ли на картине сам автор рисунка (отсутствие, увы, верный признак отверженности малыша).

Домашние животные на рисунке – знак хорошего к ним отношения. Ну а если в реальности их нет – ребенку не хватает общения и эмоционального тепла.

Далее рассмотрите, кто и как на рисунке расположен.

Как вы понимаете, расположение «выше-ниже» – прямая проекция отношений доминирования и подчинения. То же касается размеров: кто крупнее всех, тот для ребенка и «главнее».

Если самым большим ребенок изображает папу, маму или даже бабушку – он признает именно за этим членом семьи главенствующую роль. Если же рисует самым большим себя, любимого – это претензия на амплуа «пуп семьи».

Если размеры братьев и сестер существенно разнятся – это говорит о высокой конкурентности отношений: кто нарисован более крупным – тот в представлении ребенка «круче».

Если малыш рисует себя очень маленьким в сравнении с остальными членами семьи (даже меньше домашнего кота) – увы, так он и воспринимает свою значимость…

Теперь – о взаимодействии.

Здорово, когда все изображены за семейным столом или занятыми общим делом, с лицами, обращенными друг к другу – это признак дружных и крепких отношений.

Обратная ситуация – когда каждый занят своим и друг с другом вообще не взаимодействует, тем более – если все нарисованы далеко друг от дружки. Это заставляет задуматься, все ли в семье благополучно и не слишком ли ее члены друг от друга отдалились.

Если родственники расположены подчеркнуто раздельными группами – это недвусмысленное указание на то, что семья неоднородна. Особенно часто это бывает как сюжет «мама и ребенок – папа» или «дети – родители». Плохо, если диспозиция выглядит как «ребенок – все остальные»: малышу явно неуютно, он ощущает себя изолированным и одиноким.

А если все родственники, напротив, слишком тесно «сплетены» между собой – задумайтесь, достаточная ли степень свободы друг от друга у членов вашей семьи.

Бывает, что нарисовано не так уж много людей, зато обилие вещей. Такое случается, когда материальные ценности – главные в семье и ребенком ощущается недостаточность эмоционального общения.

Отделение кого-либо линией или очень небрежное либо многократно исправленное изображение – признак серьезного нарушения внутрисемейных отношений или конфликта с этим человеком.

Если на рисунке вообще множество исправлений, ребенок часто стирал и наводил линии – скорее всего, в семье достаточно напряженная атмосфера, что сообщает ребенку неуверенность и нервозность.

И совсем нехорошо, если сюжет картинки явно неблагополучен: кто-то с кем-то дерется или изображен с раскрытым в крике ртом, большими кулаками или даже с острыми зубами. Такой сюжет не нуждается в комментариях – только в «работе над ошибками»: увы, таким видит своих родных ребенок.

Однако сама постановка задачи «динамического рисунка» слишком уж явно предполагает диагностику, и чуткие детишки быстро это улавливают: не зря же взрослым понадобилось рисовать не как бог на душу положит, а непременно «с условием».

Чтобы избежать искажений, существует маленькая хитрость: методика «Семья животных».

Этот тест проводят точно так же, как и «Рисунок семьи» – дают лист бумаги, простой карандаш и просят изобразить сюжет: семью, состоящую из животных – так, чтобы все члены семьи были животными разными.

Если ребенок говорит, что не умеет рисовать животных, скажите, что это совсем не страшно: если даже по рисунку будет не очень понятно, кто где нарисован, – пусть он сам расскажет.

Когда работа готова, лучше уточнить, кто из животных какую роль играет, причем лучше тактично употреблять словосочетание «член семьи», а не спрашивать в лоб, «кто папа, кто мама, а кто сводная сестра».

Тема вроде бы нейтральна, связь с реальной «семьей» тоже как будто не просматривается, поэтому выплеск подсознания происходит куда более мощный и искренний – только успевайте смотреть внимательно и анализировать.

Самые крупные звери (слоны, жирафы или киты) – те, кто обладает реальной силой. Если же это агрессивные хищники (лев, тигр, крокодил) – делайте выводы сами.

Те, кто изображен в виде мелких зверушек (мышек, птичек или даже насекомых), в представлении ребенка явно не самые значимые фигуры в семье. Если же ребенок такой вот «козявочкой» изобразил себя самого – его либо чрезмерно опекают (и он чувствует себя слишком маленьким), либо вообще в упор не видят (чувствует себя просто ничтожным).

Очень «крупные» родители, если при этом их детишки изображены мелкими зверьками, явно грешат гиперопекой.

Животные с колючками (ежики, дикобразы) – семейные упрямцы. Обладатели панцирей (черепахи) нуждаются в защите.

«Холоднокровные» существа (червяки, змеи, ящерицы, лягушки и рыбы) – не слишком эмоциональные и «теплые» члены семьи.

Ядовитые существа вроде скорпионов и ядовитых змей – явно нелюбимые родственники (либо отношение к ним ребенка весьма амбивалентно).

Итак, материала для размышлений достаточно. Думайте, анализируйте и будьте внимательными и чуткими к своим детям. Они – зеркала, в которых отражаемся мы, а детские рисунки – зеркала, отражающие их отношение к нам…

Автор - Наталья Проценко

Источник


Новые статьи:
Старые статьи: