Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Какие рисуночные тесты можно провести с ребенком

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Какие рисуночные тесты можно провести с ребенком? Тест «Нарисуй человека»

Итак, в предыдущих статьях мы уже нашли достаточно свидетельств того, что детские рисунки – неоценимый источник информации. Выяснили также и то, на что в первую очередь следует обратить внимание, когда малыш рисует спонтанно, по своей инициативе.

Однако существуют и специализированные рисуночные тесты. Сейчас, увы, уже невозможно назвать исследователя, который первым предложил использовать рисунки для анализа психики человека, но первыми попытками создать систематизированные методики можно считать работы Ф. Гуденаф, создавшей первый стандартизированный тест – «Нарисуй человека».

Этот метод прост и естественен. В самом деле, люди вокруг и собственная личность настолько значимы для малыша, что рисовать человека – одно из наиболее органичных для него занятий.

Тест «Рисунок человека» позволяет определить уровень развития интеллекта ребенка, а также выявить немаловажные характеристики его психики: эмоциональное состояние, наличие тревожности и страхов, уровень самооценки и психологического благополучия, социальную направленность личности, уровень агрессивности, умения общаться, степень эмоциональной устойчивости.

Подробно условия выполнения этого теста будут описаны в следующей статье, а пока определимся, на что же нам нужно будет обратить внимание, чтобы выяснить все то, что нас интересует?

Детальный анализ был проведен в исследовании А. Л. Венгер «Психологические рисуночные тесты», а также Джоном Дилео в работе «Детский рисунок». Обобщив опыт этих ученых и их последователей, можно сказать, что прежде всего надо прислушаться к своему общему впечатлению от рисунка и оценить выражение лица изображенного человека. Лицо – прямая проекция эмоционального настроя ребенка: радостное свидетельствует о благополучии, грустное говорит о печальном настроении, растерянное – о неуверенности и тревоге, отстраненное – о погруженности в себя, злое – об агрессии, неприятное, отталкивающее – о негативизме, асоциальности.

Важна также поза изображенного человека. Подростки в стадии острого кризиса рисуют людей со спины или в профиль; лежащие персонажи характерны для пассивного ребенка или при истощении нервной системы, а бегущие или занятые каким-либо делом – напротив, для ребят с высокой активностью и творческой направленностью.

Если нарисован некий определенный персонаж – это зачастую говорит о демонстративности.

Изображение высокопоставленной особы – президента, монарха – говорит о высоком уровне притязаний, а акцентирование на финансовой стороне (нарисован богач или, наоборот, явный бедняк) – о неудовлетворенности своим материальным положением или о неуверенности в нем.

Военный или просто хорошо вооруженный персонаж говорит о тенденции к агрессивности.

Клоунов рисуют дети с заниженной самооценкой и негативной самопрезентацией. Асоциальных типов (злых сказочных героев, криминальных элементов, алкоголиков, наркоманов) рисуют дети с асоциальной (пассивный вариант) или антисоциальной (активный вариант) направленностью поведения, со склонностью к негативизму.

Роботы и инопланетяне чаще всего появляются в рисунках детей, погруженных в себя или одиноких.

Далее следует обратить внимание на то, как нарисованы отдельные части тела.

Голова должна быть обязательно, ее отсутствие или сильная деформация размеров и пропорций – тревожный признак.

Лет с 7 по размеру головы можно определить ценность интеллекта для ребенка: слишком маленькая голова говорит о том, что она невысока, очень большой же размер говорит о высокой значимости интеллекта для ребенка.

Не слишком хорошим знаком является также отсутствие глаз или нетипичное их изображение – в виде точек, в виде пустого кружка (без зрачка), полностью зачерненные или (после 7 лет) с явной асимметрией, когда нарисован лишь один глаз либо имеет место разительная разница пропорций – все это признаки нервного истощения, импульсивности, негативизма либо страхов.

Слишком тщательно прорисованная голова с детализированной прической, ресницами и множеством дополнительных деталей говорит о демонстративности ребенка.

Рот – тоже элемент показательный. Оскаленная зубастая пасть – признак вербальной агрессии (ребенок склонен поругаться); рот перекошенный – свидетельство негативизма или проблем развития; подчеркнутые, полные губы (особенно в рисунках подростков) – свидетельство внимания к сексуальной сфере; отсутствующий рот – также признак негативизма, отказа от общения или истощенности нервной системы.

Подчеркнуто большие органы чувств – уши или глаза – признак тревожности, а слишком большой нос порой свидетельствует также и о недовольстве собственным внешним обликом. Если же фигурка без ушей – ребенок старается «не слышать» окружающий мир.

Очертания тела тоже говорят о том, как ощущает себя автор рисунка. Если изображена худощавая, долговязая фигура на рисунке ребенка старше 7 лет – это может быть признаком астении, погруженности в себя (интроверсии), а у девочек-подростков – признаком анорексии.

Слишком толстый человек на рисунке говорит о недовольстве ребенка своей внешностью.

Иногда ребенок как бы лишь намечает очертания, рисует неуверенными, неопределенными штрихами – это признак тревожности.

Угловатая, неприятная фигура свидетельствует о проблемах в общении, а нарочито уродливая, с грубо искаженной формой и пропорциями – признак асоциальности, негативизма или психических проблем.

Руки – «индикатор» сферы общения. Это показатель экстраверсии, контактности (в случае открытой, «обнимающей» позы с разведенными в стороны руками) или, напротив, интроверсии, погруженности в свой внутренний мир (если они прижаты к телу или спрятаны за спиной).

Отсутствующие или слишком маленькие руки – свидетельство проблем в общении, ухода от него.

Если руки, напротив, слишком велики – коммуникационные «аппетиты» ребенка не вполне удовлетворены.

Ну а большие кулаки с острыми ногтями-когтями также говорят сами за себя – это агрессия, притом агрессия физическая: автор рисунка – не дурак подраться.

Ноги свидетельствуют о «прочности положения» ребенка в мире, о степени его бытовой ориентации – чем они меньше, тем неуверенней себя чувствует малыш. Слишком длинные и худые ноги – признак истощенности и слабости, слишком большие ступни – свидетельство потребности в надежной опоре.

Признаки пола также важны. Интерес к сексуальной сфере и его отражение характерно для подросткового возраста, лет с 12 – это норма. Если они отсутствуют у подростка – это говорит об его отставании в психосексуальном развитии, но если появляются в рисунках слишком рано – лет с 5-6 – и сюжеты более чем «опережают возраст», это свидетельство негативизма, асоциальности и антисоциальности – неприятия или вызова обществу.

Если подросток рисует фигуру неопределенного пола – он, возможно, еще не определился с собственной половой идентификацией.

А если мальчик рисует подчеркнуто маскулинную фигуру – очевидна значимость для него мужественности и культа силы. Это типично для подростка, но говорит о повышенном уровне агрессии у маленького ребенка или о его сомнении в своих возможностях соответствовать мужской роли в случае не слишком благополучного «прохождения» так называемой эдиповой фазы – возраста конкуренции с отцом (5-6 лет).

И последнее, на что стоит обратить внимание – детали рисунка:

– так, оружие в любой модификации, включая палку в руке – признак агрессивности;

– сигареты, бутылки, шприцы, татуировки – свидетельство асоциальности;

– игрушки, воздушные шарики на рисунке подростка говорят об инфантильности;

– украшения и повышенное внимание, уделенное в рисунке одежде, прическе и прочим «фантикам», скажут о демонстративности рисовавшего;

– ну а раны, шрамы, уродства – показатели невротического состояния, невроза и вообще любого неблагополучия психической сферы.

Об остальных же нюансах анализа рисунка человека читайте в следующей статье.

Автор - Наталья Проценко

Источник


Новые статьи:
Старые статьи: