Как развивать творческие способности? «Латеральный» практикум для группы
Продолжая разговор о латеральном мышлении как инструменте творчества, начатый здесь и затем продолженный, обратимся к групповым играм и упражнениям. Речь пойдет исключительно о тех, которые использованы в конкретной психологической практике: на тренингах личностного роста, эффективного общения, развития творческого потенциала.
«Презентация вещи»
По кругу, в котором сидят участники, передается газета. Получивший ее в руки показывает остальным и говорит:
- Это не газета, это... - и называет свой вариант нетривиального «опредмечивания», от скатерти до ковра-самолета.
При этом по ходу «презентации» газету можно разворачить, складывать, скручивать в трубу, демонстрируя соответствующую ассоциацию. Почему именно газета? Да просто так, - с ней почему-то игрокам начинать проще. А затем можно использовать любой другой предмет.
«Что бы они подумали?»
Игроки выбирают какую-либо простую визуальную картинку, например: девочка играет в мяч, и затем каждый записывает, что бы при виде ее подумал:
1. Отец ребенка
2. Мальчик-с-пальчик
3. Первобытный человек, никогда не видевший мяч
4. Марсианин, оказавшийся на Земле
5. Дед Мороз
После индивидуального этапа варианты взглядов зачитываются и обсуждаются: есть ли общие, какой - самый оригинальный, от имени какого персонажа было легче выразиться, от какого - сложнее, какие ощущения испытывались по ходу игры и т.п.
«Что ты делаешь?»
Игроки образуют пары и договариваются, кто начинает. Первый принимается изображать какое-либо действие (например, «чистит зубы»), а второй через короткое время спрашивает:
- Что ты делаешь? Ты чистишь зубы?
Продолжая имитировать чистку зубов, первый участник отвечает:
- Нет, я... - и называет другое действие («мою пол»).
Партнер тут же начинает изображать то, что было названо, а затем на аналогичный вопрос придумывает что-то другое.
Во втором туре игры участники встают в общий круг, один из них выходит на середину и начинает что-то изображать. Другой приближается к нему, и повторяется диалог, проводившийся в парах, но на этот раз первый «мим», передав «эстафету», возвращается в круг, а тот, до кого он дотронулся, продолжает цепочку игровых действий.
Собираясь провести эту игру, приготовьтесь к шквальному хохоту, который будет сопровождать ее. И это замечательно: напряжение игроков в процессе «рассогласования» вербальных и телесных поступков будет разряжаться через смех.
«Измени внешность!»
Здесь непременно возникнет буря эмоций самого разного свойства, так что от тренера потребуется искусство сохранения доброжелательной атмосферы в группе.
Участники в парах разглядывают друг друга в течение 30 секунд, затем отворачиваются на 180 градусов и в течение минуты производят десять изменений в своей внешности. По команде ведущего возвращаются в прежнее положение и угадывают произошедшие изменения у партнеров.
Однако, после этого ведущий вновь повторяет задание. В этот момент происходит эмоциональный всплеск, переходящий в азарт.
В третий раз ведущий предлагает произвести по пять изменений в своей внешности. Наступает эмоциональная кульминация, а потому важно поддерживать шутливый игровой настрой.
После заключительного тура можно показать десять изменений во внешности, подняв руки и загнув по очереди все десять пальцев - по одному - в кулаки и обратить внимание, кто из игроков был близок к простому решению предложенной задачи.
Творческих успехов!
Автор - Валентина Пономарева
- Эффект Маугли, эффект Вудду и эффект госпитализма: что это и в чём их сходство
- Что такое психологическая травма
- Как принимать решения в ситуации неопределенности
- Почему ваш подросток стал трудным и как заключить с ним договор
- Что такое терапия творческим самовыражением
- Откуда берётся комплекс неполноценности
- Как узнать самооценку ребенка
- Выпишем свои негативные мысли на бумаге
- Кто насколько зависит от мобильных телефонов
- Эффект Золушки, или Как смена внешности может изменить вашу жизнь
- Как строить отношения с детьми
- Нужно ли бороться со стереотипами
- Как управлять человеком
- Как побороть чужие привычки
- Как одержать победу над страхами
- Как предотвратить раздражение и что делать, если уж «понесло
- Раннее развитие
- Красный и розовый
- Как правильно ссориться
- Когда можно считать ребенка агрессивным