Программно-ролевая концепция научного коллектива — теория коллективной научной деятельности, рассматриваемой в трех взаимосвязанных аспектах: предметно-логическом, научно-социальном и личностно-психологическом (М.Г. Ярошевский).
Единицей анализа научной деятельности выступает исследовательская программа, отражающая запросы логики развития науки и реализуемая путем распределения научных функций (ролей) между членами исследовательского коллектива. Исследовательская программа, служащая основанием консолидации научного коллектива, обусловливает появление широкого круга специфических социально-психологических феноменов коллективной научной деятельности, среди которых выделяются межличностные и предметно-рефлексивные отношения, социальное восприятие, коллективная мотивация, продуктивный конфликт, стиль руководства научным коллективом и адаптация его сотрудников, оппонентный круг и др. В ходе коллективной разработки программы возникает дифференциация научно-социальных ролей, среди которых наиболее важными являются "генератор идей", "эрудит" и "критик". Обусловливая социально-психологические процессы в научном коллективе, исследовательская программа, в свою очередь, испытывает влияние со стороны этих процессов, что сказывается на специфике ее развития и производстве нового знания.
М.Г. Ярошевский
- ПРОКЛ
- ПРОЗРАЧНОСТЬ
- ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ
- ПРОЕКЦИЯ
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ
- ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД
- ПРОЕКТ
- ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКАЯ
- ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ
- ПРОГРЕССИВНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ
- ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБЩЕСТВО
- ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
- ПРОГРАММИРОВАНИЕ
- ПРОГРАММА
- ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
- ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
- ПРОГНОЗ
- ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ
- ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
- ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ