Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ПОНОМАРЕВ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ПОНОМАРЕВ Яков Александрович (1920—1997) — российский психолог, специалист в области психологии творчества, психологии развития, методологии психологии. Автор концепции психологического моделирования творческой деятельности. Д-р психологических наук (1972), профессор.

За научные заслуги удостоен золотой медали им. В.М. Бехтерева (1991). Засл. деятель науки РФ (1993). В 1939 г. поступил на философский фак-т Московского ин-та истории, философии и литературы, но сразу же был призван в армию. После демобилизации в 1946 г. учился на отделении психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова, который закончил в 1951 г.

Работал старшим экскурсоводом-педагогом в Культурном и научно-просветительном уголке им В.Л. Дурова (1952—1956). С 1957 г. — редактор психологической литературы издательства АПН РСФСР. В 1959 г. защитил канд. дис. на тему "Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления". С 1961 по 1966 г. работал в

Институте психологии АПН РСФСР, где проводил исследования интеллектуального развития ребенка. Затем перешел в ИИЕиТ АН СССР (1966—1973). В 1972 г. защитил докт. дис. на тему "Проблемы психологии творчества". С 1973 г. и до конца своих дней работал в Институте психологии АН СССР (с 1991 г. — ИП РАН). Первые исследования П. были проведены под руководством А.Н. Леонтьева.

Был обнаружен факт неоднородности результата действия по решению мыслительной задачи: в этом результате есть как прямые, осознаваемые продукты, так и побочные, неосознаваемые ("Психология творческого мышления", 1960). На основе этого факта П. сформулировал идею психологического моделирования творческой деятельности, которое включает в себя исследование неосознаваемых событий за счет создания специальной системы ситуаций, а именно, стимулирующих соответствующую мотивацию, формирующих контролируемые побочные продукты и выявляющих роль контролируемого побочного продукта при решении мыслительной задачи.

В концепции П. творчество понимается в широком смысле как механизм движения, а гносеологический механизм психологии творчества строится путем экстраполяции представления об этапах развития способности человека действовать "в уме". В дальнейших исследованиях изучался психологический механизм творчества, разрабатывались проблемы развития и использования творческого потенциала человека, рассматривались пути и возможности приложения психологии творчества к решению общепсихологических проблем. В ходе исследований на основе сконструированных П. экспериментальных методов и процедур ("творческие задачи") было выявлено, что формы поведения детей, в процессе развития их способности действовать "в уме", и поведение взрослых на фазах решения творческих задач подобны. Был также выявлен феномен преобразования этапов развития способности человека действовать "в уме" в структурные уровни организации психологического механизма решения задач. Это привело П. к более широкому обобщению, выраженному в законе преобразования этапов развития системы в структурные уровни ее организации и ступени дальнейших развивающих взаимодействий. Исследования П. опубликованы в монографиях: "Знания, мышление и умственное развитие", 1967; "Психика и интуиция", 1967; "Психология творчества", 1976; "Психология творчества и педагогика", 1976; "Методологическое введение в психологию", 1983; "Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная", 1991.

В.А. Кольцова, И.М. Кондаков