Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ПОЛИТИКА

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ПОЛИТИКА (от греч. "polis" - гора, скала, город, городская община, государство) - сфера деятельности, в которой реализуются отношения господства и подчинения между социальными классами и слоями, связанные с завоеванием, распределением, удержанием, осуществлением или ниспровержением, а также использованием власти.

П. - многозначное понятие применяемое для обозначения сфер П. (внутренняя и внешняя П., экономическая П., культурная П. и т.д.); уровней П. (общинная П., региональная П., федеральная П.); политических целей (П. разрядки, П. мира, оборонная П.); носителей П. (П. правительства, П. оппозиции); наконец, способа политических действий (конфронтационная П., П. компромисса). Кроме того, часто говорят о П. властей, партийной П., П. персонала, что и вовсе с трудом поддается классификации. В современной политической науке нет единого определения П. Чтобы убедиться в этом, достаточно привести наиболее расхожие определения П. в специальной литературе: 1) "Политика представляет собой учение о целях государства и о наилучших средствах (учреждениях, формах, действиях) для их осуществления" (словарь Brockhaus). 2) "Под политикой мы понимаем искусство упорядочивать и осуществлять руководство людьми" (А. Бергштрессер). 3)

"Политическую науку можно определить как ту специальную область социальных наук, которая предметно-критически исследует государство … под его властным аспектом на предмет того, как эти властные феномены непосредственно взаимодействуют с государством" (О. Флейтхайн). 4) "Политика… означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает" (М. Вебер). 5) "Политикка есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач содержания и деятельности государства" (В.И. Ленин). 6)

"Предметом и целью политики является мир" (Д. Штарбергер). 7) "Политика представляет собой общественное действие, которое направлено на то, чтобы связанно регулировать общественные конфликты по поводу основных ценностей" (Г. Лембрух).

М. Вебер в первом приближении определял П. как "способность добиться послушания у других людей, безотносительно к тому, на чем основано это послушание". Ее основными компонентами являются: 1) наличие властвующих, тех, кто осуществляет власть; 2) наличие подвластных, тех, над кем осуществляется власть; 3) нормы властвования, т.е. основные законы, процедуры, правила; 4) санкции за нарушение норм и вознаграждение за их выполнение. За каждым из четырех элементов стоят соответствующие институты и принятые образцы поведения. В ходе исторического развития они меняются. Разнообразие этих институтов и форм поведения фиксируются в понятии политической системы.

В структуре П.выделяются:

Политический интерес - реальная причина политической деятельности, внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных действий по их достижению.

Политическое сознание - совокупность идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, состояний субъектов политических отношений, выражающих зависимость политических действий от осознания социальными группами общественно значимых интересов.

Политические отношения воплощают в себе характер взаимодействий между субъектами П., политическими институтами и властью.

Политическая деятельность - воплощение социальной активности индивидов и общностей, выражающаяся в участии, организации и осуществлении власти, разработки и осуществлении средств и методов П., определении стратегии и тактики, выборе решений, организации социально-политических союзов, проведении реформ, способах разрешения конфликтов и нахождения компромиссов. Политическая деятельность проявляется через политическую активность путем распределения граждан по политическим ролям.

Политические институты и организации - государство, политические партии, парламент, президент, группы давления, оппозиция и др. органы законодательной, исполнительной, судебной властей, общественно-политических движений, групп давления, союзов и ассоциаций и т.д., представляющие политические интересы групп и социальных общностей, составляющих общество.

Универсальность, многовариантность, всеохватывающий характер П. позволяют ей выполнять следующие функции:

>Целеполагание - важнейшая функция П. Суть ее заключается в определении сознательно поставленных политических целей, соответствующих общественным потребностям и интересам; в выработке путей, методов и средств их реализации.

Функция интеграции непосредственно вытекает из сущности П. и выражает ее главное предназначение - сохранение целостности и устойчивости социальной системы.

Аксиологическая функция П. заключается в выработке, поддержании и развитии политических ценностей и идеалов, способных обеспечить единство действий всех субъектов П., преемственность инноваций развития общества и человека.

Инструментальная или регулятивная функция П. связана с выработкой рекомендаций по регулированию и управлению политическими и социальными процессами.

Функция социализации личности, отражает процесс включенности личности в сложный мир политических отношений.

Мотивационная функция П. воплощается в мотивировании ею определенных политических ориентаций и действий: либеральных, демократических, коммунистических, националистических и т.п.

Мобилизирующая функция П. реализуется в мобилизации различных социальных групп и отношений на служение тем или иным политическим идеалам, целям, режимам и т.п.

Нормативная функция П. связана с формированием и распространением в обществе определенных политических норм, образцов, эталонов поведения.

Информационная функция П. заключается в информировании индивидов, группы, общественных движений о целях, задачах, успехах, сложностях в реализации П.

Е.М. Бабосов


Новые статьи:
Старые статьи: