Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ПОВЕДЕНИЕ ДЕВИАНТНОЕ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Поведение девиантное [лат. deviatio — отклонение] — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды П. д. — преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений и пр.). Связь между этими видами П. д. заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. В исследованиях П. д. значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении П. д. особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Преступность как вид П. д. изучается преимущественно криминологией, использующей наряду с данными других наук результаты психологических исследований. Советская криминология объясняет преступное поведение отдельного человека сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек. Непротивоправное П. д. также в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков.

Первые проявления П. д. иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. П. д. у детей и подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. П. д. может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек.

М.М. Коченов