Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ПАРК

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ПАРК Роберт (1864-1944) - американский социолог, идейный вдохновитель и лидер Чикагской школы эмпирической социологии. Подход П. к пониманию предмета социологии определялся пониманием социальной системы как элемента глобальной экосистемы. Социология и экология (см.), согласно П., имеют в своем основании один и тот же принцип рассмотрения систем и экология по своим задачам и методам близка социологии. Процессы, происходящие в обществе, по П., зависят от условий среды обитания и влияют на изменения в ней. Этот экологический принцип способствовал углублению системного взгляда на общество в его единстве с природой.

Равновесие общества со средой достигается посредством эволюции форм конкуренции: животная соревновательность заменяется социальной. Эта идея П. подкрепляла вывод об однопорядковости борьбы за существование в природе и конкуренции в обществе.

Социология, по П., изучает образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе эволюции общества как организма и "глубоко биологического феномена". Социальная эволюция у П. проходит четыре стадии, и любой социальный организм переживает четыре соответствующих порядка: экологический (пространственное, физическое взаимодействие), экономический, политический и культурный. По мере продвижения к культурному порядку усиливаются социальные связи (пространственные, экономические, политические, и наконец, моральные) и общество достигает оптимальной "соревновательной кооперации" и "согласия"; вступает в силу формула "общество как взаимодействие". Если на макроуровне "биотические" силы проявляются в экологическом порядке, пространственном размещении социальных институтов, то на микроуровне "биотическая" природа человека (как условие его изначальной свободы) выражается в способности к передвижению, в пространственном взаимодействии, миграции.

Миграция как коллективное поведение образует, по мысли П., экологический порядок общества. Экономический, политический и культурный порядок представляют собой в совокупности "организацию контроля" посредством экономических законов, права, нравов, обычаев, словом - "согласия". Таким образом, согласно П., общество выражает себя в "контроле" и "согласии", а социальное изменение связано прежде всего с изменением моральных норм, индивидуальных установок, состояния сознания, "человеческой природы" в целом. Эти изменения связываются П. с физической, пространственной, а затем и социальной мобильностью. Социальные перемещения, изменения социоэкономического статуса индивида стали у П. предметом теории социальной дистанции.

Классическая социальная экология П. послужила теоретическим основанием исследовательской программы по изучению локальных сообществ в Чикаго.

Г.Н. Соколова