Молох
Молох (греч. Mολόχ), Молех (евр. Molek). До середины XX в. считалось (на основании Библии), что М. это почитавшееся в Палестине, Финикии и Карфагене божество, которому приносились человеческие жертвы, особенно дети.
Существовала гипотеза, что М. и аммонитский Мильком одно и то же божество («мерзость аммонитская», ср. 1 Царств 11, 5 и 11, 7); характерно, что и другие божества, в именах которых есть корень mlk («царь»), упоминаются в Ветхом завете, как правило, в связи с жертвоприношениями детей (например, 2 Царств 17, 31); ряд учёных отождествляли с М. и Мелькарта. Предполагалось также, что за библейским М. скрывается сам Яхве, которому в добиблейской традиции приносились человеческие жертвы.На основании изучения неопунических надписей (конца 1-го тысячелетия до н. э. первых веков нашей эры) немецким семитологом О. Эйсфельдтом было выдвинуто предположение, что М. (molk) обозначение самого ритуала жертвенного сжигания людей или животных, позже принятое за имя божества.
Принесение в жертву детей воспринималось как наиболее угодная богам жертва (ср. Кемош). Местом отправления культа в Палестине был, по Библии, тофет в долине Хинном (Иерем. 32, 35; см. Геенна).
В иудаистической традиции человеческие жертвоприношения были запрещены (например, Лев. 18, 21 и 20, 25; ср. предание о жертвоприношении Авраама); иудейский царь Иосия уничтожил жертвенники тофета (2 Царств 23, 10); человеческие жертвоприношения совершали, согласно библейской традиции, лишь цари-«отступники», как Ахаз (2 Царств 16, 3) и Манассия (2 Царств 21, 6). Но в финикийских обществах и в Карфагене этот обычай сохранялся, по-видимому, до конца 1-го тысячелетия до н. э. Филон Библский и Порфирий (3 начало 4 вв. н. э.) приводят миф, очевидно, обосновывавший эту практику: Кронос (Эл; см. Илу) в момент катастрофы принёс в жертву своему отцу Урану (Баалшамему) единственного сына Иеуда.