Йер-су йер-су (тюрк. «земля вода»), в мифологии алтайцев, хакасов, киргизов олицетворение земли и воды.
Культ Й.-с. восходит к мифологии древних тюрков, почитавших «ыдук Йер-Суб» («священная земля вода») как главное божество среднего мира, покровительствующее тюркам. В мифологии алтайцев Й.-с. совокупность высших духов (добрых божеств), покровительствующих людям.
Согласно одному из мифов, Й.-с. 17, они живут на снежных вершинах горных хребтов и у истоков рек. Могущественнейший из них Йо-кан, он пребывает в центре земли, там, где расположен её пуп и растёт гигантская ель, достигающая верхушкой дома Ульгеня.
В числе других почитаемых Й.-с. Сё-кан и Темир-кан (сыновья Йо-кана), Талай-кан (или Яйик-кан), Адам-кан, Мордо-кан (или Абакан-кан), Алтай-кан, Киргиз-кан, Ябаш-кан, Едер-кан и др. Согласно другому мифу, глава Й.-с. дух Гери-су.
Он же ведает душами зародышами детей, скота и таёжных животных. Однако чёткая персонификация Й.-с. отмечена не у всех алтайцев. У хакасов Й.-с. (шерсуг) духи хозяева местностей. Считалось, что они живут в горах, тайге, реках, озёрах.
Ежегодно весной им приносились жертвы. Киргизы почитали Й.-с. (жер-суу) как божество земли и воды (хотя и не всегда отчётливо олицетворяли землю и воду). Весной и осенью на берегу реки или на холме, где собирались все члены родовой группы, жер-суу приносились жертвы с просьбой оградить людей и скот от болезней и несчастий.
Литература
:
Анохин А. В., Материалы по шаманству у алтайцев, «Сборник Музея антропологии и этнографии», т. 4, в. 2, Л., 1924, с. 1417;
Абрамзон С. М., Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи, Л., 1971, с. 294297;
Каруновская Л. Э., Представления алтайцев о вселенной, «Советская этнография», 1935, № 45, 16263;
Стеблева И. В., К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы, «Тюркологический сборник 1971», М., 1972, с. 21516.