Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОЛОВАЯ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Идентичность половая [лат. identicus — одинаковый] — осознание субъектом своей принадлежности к мужскому или женскому полу или неопределенности своего полового (сексуального статуса), субъективное переживание своей половой роли. И. п. — один из самых глубоких и ранних элементов образа "Я", формирующийся в первые годы жизни в результате соответствующей категоризации (кодирования, типизирования) и половой социализации.

На основании своей генитальной внешности новорожденный получает паспортный (акушерский, паспортный или аскриптивный) пол, в котором его в дальнейшем воспитывают. Центральный элемент И. п. — образ/схема тела и то, насколько его тело, внешность и поведение соответствуют нормативным представлениям о маскулинности/фемининности, которые ребенок усваивает от родителей и сверстников и которые формируют его представления о собственной половой адекватности ("настоящий ли я мальчик/девочка?"). У мальчиков, которым приходится преодолевать первоначальную зависимость от женского, материнского влияния (дефеминизация), этот процесс протекает сложнее, чем у девочек, и чаще сопровождается нарушениями. В подростковом возрасте И. п. дополняется и обогащается сексуально-эротическими компонентами, связанными с половым созреванием (вторичные половые признаки, появление сексуальных интересов и т.д.). Психологические механизмы формирования И. п. интерпретируются по-разному. Теория идентификации, восходящая к взглядам З. Фрейда, полагает, что ребенок бессознательно идентифицируется и копирует поведение взрослого человека своего пола, чаще всего отца или матери.

Теория социального научения У.Мишела придает решающее значение половой типизации с помощью положительного и отрицательного подкрепления: взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают за фемининное поведение, а с девочками поступают наоборот.

Ребенок сначала научается различать полодиморфические образцы поведения, затем — выполнять соответствующие правила и, наконец, интегрирует этот опыт в своем образе "Я".

Когнитивно-генетическая теория Л. Колберга подчеркивает когнитивную сторону этого процесса и особенно роль самосознания: ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем категоризирует себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается сообразовать свое поведение со своими представленими о своей половой роли.

Перечисленные теории в известном смысле взаимодополнительны. Хотя большинство людей не сомневаются в своей И. п., у некоторых индивидов она проблематична или неопределенна. Это особенно характерно для детей, телосложение, внешность и/или поведение которых не соответствуют полоролевым ожиданиям и стереотипам маскулинности/фемининности (женственный мальчик и мужеподобная девочка).

Часто за этим стоят нарушения гормональной дифференцировки мозга в пренатальном периоде развития.

У некоторых детей на этой основе развивается половая дисфория (gender dysphoria) — чувство несогласованности своей сексуальной анатомии и половой идентичности/роли (клинические варианты — транссексуализм и трансвестицизм), неудовлетворенность своим телесным обликом и настоятельная потребность стать членом противоположного пола. Половая дисфория становится особенно острой в период пубертата, когда она осложняется появлением неадекватных генитальному и паспортному полу сексуально-эротических влечений.

При наличии соответствующих медико-психологических показаний, такому индивиду может быть сделана хирургическая операция по перемене пола (Белкин А.И., 1979). Пока все проблемы пола рассматриваются в понятиях репродуктивной биологии, любая рассогласованность половой роли и И. п. воспринимается как патология. Однако некоторые культуры знают также понятие "третьего пола": индивид, занимающий промежуточный, межполовой статус (бердачи у американских индейцев, хиджра в Индии), не считается в таких обществах больным и выполняет особые функции. Увеличение в последние годы количества транссексуалов, видимо, отражает рост индивидуальной свободы: если раньше люди вынуждены были в обязательном порядке принимать требования своей половой роли, то теперь они могут в какой-то степени выбирать ее, приспосабливая свой гражданский половой статус к своей И. п. (Исаев Д.Н., Каган В.Е., 1986).

В.Е. Каган


Новые статьи:
Старые статьи: