Галатея Галатея (Γαλάτεια), в греческой мифологии: 1) морское божество, нереида дочь Нерея (Hes. Theog. 250).
В неё влюблён страшный сицилийский киклоп Полифем, а она, отвергая его, сама влюблена в Акида-Ациса (сына лесного бога Пана). Полифем подстерёг Акида и раздавил его скалой; Г. превратила своего несчастного возлюбленного в прекрасную прозрачную речку (Ovid. Met.
XIII 750897). В эллинистической литературе сюжет любви пастуха Полифема к Г. представлен Феокритом в виде иронической идиллии (Theocr.
XI);
2) возлюбленная Пигмалиона.А. Т.-Г.Европейские поэты и драматурги обращаются к мифу о Г. и Полифеме в XVIXVII вв. (трагедии «Галатея» П. Торелли и И. Гундулича; эклога «Галатея» Я. Саннадзаро; поэмы Л. де Гонгоры «Сказание о Полифеме и Галатеи» и Ж. де Лафонтена «Галатея»). Одновременно сюжет использовался в музыкально-драматическом искусстве (оперы «Галатея» С. Орланди; «Галатея» Л. Виттори; «Ацис и Галатея» М. А. Шарпантье и «Ацис и Галатея» Ж. Б. Люлли).
В XVIIIXIX вв. миф нашёл воплощение лишь в оперных постановках («Ацис и Галатея» Дж. Эклса, «Ацис и Галатея» Г. Г. Штельцеля, «Галатея» Н. Порпоры и др.). Г. Ф. Генделю принадлежат оратория «Ацис, Галатея и Полифем» и опера «Ацис и Галатея».
Привлёк миф и Гайдна (опера «Ацис и Галатея»). Среди многочисленных балетов XVIIIXIX вв. на сюжет мифа «Ацис и Галатея» Ж. Ж. Новера, «Ацис и Галатея» Ш. Дидло. Европейское изобразительное искусство XVIXVIII вв. обращалось к сюжетам: «Ацис и Галатея» (Джулио Романо, Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. А. Ватто, И. Тишбейн и др.) и «триумф Галатеи» (Рафаэль, Агостино и Аннибале Карраччи, Н. Пуссен и др.).