Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ГРЕГОРИ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ГРЕГОРИ (Gregory) Ричард Л. (р. 1923) — английский психолог, специалист в области сравнительной и экспериментальной психологии, психофизиологии, психологии восприятия и искусственного интеллекта, философии психологии. Образование получил в Кентерберийском ун-те (магистр, 1950) и Бристольском ун-те (д-р наук, 1983). После службы в ВВС Великобритании во время Второй мировой войны Г. изучал философию и экспериментальную психологию в Кембридже.

Работал в Специальной сенсорной лаборатории (1962—1967), участвовал во множестве проектов по исследованию зрительного восприятия, возвращения зрения людям, слепым с младенчества; по когнитивному исследованию иллюзий, вызванных нарушением зрения; по проблемам высадки на Луну и стыковки в космосе. В этот период Г. сконструировал ряд приборов: камеру-телескоп, сканирующий микроскоп и трехмерное чертежное устройство. В 1967 г. он основывает кафедру искусственного интеллекта и восприятия в Эдинбургском ун-те, где построил одного из первых интеллектуальных роботов — Фредди, распознававшего объекты и способного совершать манипуляции с этими объектами. Становится профессором бионики (1967) и заслуженным профессором (1970—1988) этого университета. Однако в связи с прекращением финансирования в 1970 г. Г. переезжает в

Бристоль, где становится профессором нейропсихологии и заведующим лабораторией мозга и ощущений Бристольского ун-та. Организовывает Бристольский исследовательский центр науки и технологии (1971), основывает журнал "Perception" (1970). К этому времени им опубликован ряд трудов по проблемам зрительного восприятия и искусственного интеллекта, в частности, монография "Eye and Brain" (1966), выдержавшая 4 переиздания (в рус. пер.: "Глаз и мозг", 1970), "The Intelligent Eye" (1970), а также: "Illusion in Nature and Art", ed. with Sir E. Gombrich, 1973; "Concepts and Mechanisms of Perception", ed., 1974. Г. отличает весьма конструктивный подход к проблемам восприятия. Он полагает, что восприятие складывается из ощущений и подвержено значительному нисходящему когнитивному влиянию.

Его идеи представляют собой продолжение гипотезы Г.

Гельмгольца (1866), гласящей, что перцепция — это процесс предполагающий влияние бессознательного. На протяжении всей жизни Г. сохраняет интерес к аномалиям восприятия (таким как иллюзии и последействия) и урокам, которые можно извлечь из таких явлений. "При визуальном восприятии, — отмечал Г., — легко создавать фальшивые призраки, со всеми возможными искажениями размеров и расстояний. Глядя на "двойственные" картины и объекты, мы узнаем, что существуют конкурирующие гипотезы, ожидающие момента, когда они смогут выйти на авансцену". Г. дал объяснение множеству иллюзий, исходя из гипотезы постоянства общей перспективы. В определенных ситуациях части иллюзорных фигур воспринимаются как двухмерные проекции трехмерных фигур в глубине.

Из-за действия механизма, поддерживающего постоянство размера, части фигур, которые находятся дальше, воспринимаются как имеющие больший размер. Г. провел также важные исследования восприятия движения. Свои исследования на эти темы он опубликовал в книге "Odd Perceptions" (1988). Идеи Г. оказали большое влияние на изучение визуальной перцепции. Он был одним из первых в изучении искусственного интеллекта и в применении исследований восприятия к проблеме искусственного зрения.

Л.А. Карпенко