Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ГОББС

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ГОББС (Hobbes) Томас (1588—1679) — английский философ и государственный деятель. Окончив Оксфордский ун-т (1608), поступил гувернером в аристократическую семью У. Кавендиша (впоследствии герцог Девонширский), с которой был связан до конца жизни. Мировоззрение Г. сложилось под влиянием англ. буржуазной революции

XVII века. С 1640 г. Г. находился в эмиграции во Франции, вернулся в Англию в 1651 г. после упрочения правления Кромвеля, политику которого он пытался идеологически обосновать. На формирование философской системы Г. оказали влияния беседы с Ф. Бэконом, а также сочинения Г. Галилея, Р. Декарта, П. Гассенди. В трудах Г. "О теле" (1655), "О человеке" (1658), "О Гражданине" (1642) психология впервые в истории научной мысли перестает быть учением о душе.

Реально только тело, взаимодействующее с другими телами. Психическое существует как явление, возникающее в определенной категории тел в результате перехода внешнего движения в ничем не отличающееся от него по природе внутреннее. Первичный и самый фундаментальный момент перехода выражен в ощущении. Все последующие психические события производны от него. Согласно Г., "так называемые чувственные качества являются лишь разнообразными движениями материи", и поскольку "движение производит лишь движение", то и в теле, на которое они действуют, не возникает ничего, кроме перемещений бескачественных частиц.

Ощущение поэтому есть нечто кажущееся, призрачное. Оно призрачно по своему субъективному образу, но реально как процесс в теле, имеющий внешнюю причину. Все остальные психологические понятия Г. пытается перевести на язык галилеевской механики. Опираясь на закон инерции, он объясняет генезис представлений (по терминологии Г., имагинаций), названных им ослабевающими ощущениями. К представлениям могут присоединяться произвольные знаки, и тогда они соединяются в мысли, которые следуют друг за другом в том порядке, в каком возникали прежде ощущения. Термина "ассоциация" у Г. еще нет, но намеченная им схема стала исходной для ассоциативной психологии.

>Поскольку движения при ощущении происходят строго механически, то и представления следуют одно за другим под действием той же закономерности — "в силу связанности движимой материи". Их связь либо определена целью, либо скреплена определенным намерением. Однако и во втором случае "в этой беспорядочной скачке мыслей часто можно открыть определенное направление и зависимость одной мысли от другой". Взяв какую-либо на первый взгляд случайную или неожиданную мысль, можно путем анализа проследить звенья, обусловившие ее появление в данных обстоятельствах. Г. не отрицал ни целенаправленности умственного процесса, ни других эмпирически очевидных его признаков.

Он отрицал лишь его беспричинность, спонтанность, независимость от опыта. Он настаивал на его телесной детерминации, которую отождествлял с перемещением частиц. Их соединению и разделению соответствуют действия сложения и вычитания. Этими двумя операциями исчерпывается, по Г., вся логическая работа человека, ум которого — счетный аппарат. Воздействие теории Г. на последующую психологию было огромным. Именно посредством этой теории она воплотила методологический идеал нового естествознания. От Г. ведет свою летопись "психология без души" и неотделимая от нее ассоциативная психология. Труды Г. в рус. пер.: "Избранные произведения", т. 1—2, М., 1964.

>Карпенко Л.А., М.Г. Ярошевский