Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ - упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей. Г.С. - это взгляд и оценка, которые, как правило, основаны на гендерных предубеждениях, на сексизме (см.), а не на рациональном знании. Поэтому Г.С. редко поддаются коррекции, для их изменения требуются весьма значительные промежутки времени, часто жизнь поколений.

Термин "стереотип" был введен в 1922 американским социологом У.

Липпманом для описания процесса формирования общественного мнения. С тех пор термин успешно применяется для характеристики любого устойчивого образа, который складывается в общественном или групповом сознании, использование которого во многом "облегчает" людям восприятие новой информации. Г.С. изучаются преимущественно в гендерной социологии и психологии при характеристике особенностей гендерного восприятия других людей, новой информации, а также поведения. Социолог, изучая Г.С., присущие той или иной группе, может составить довольно точное представление о гендерной культуре этой группы, сделать прогноз гендерного поведения в социально значимой ситуации.

Г.С. исторически сформировались в традиционной патриархальной культуре, которая отводила главную роль в социальной, экономической и политической жизни мужчине. Основной, ключевой принцип стереотипного изображения представителей мужского гендера (см.) - выделение его пола как важнейшей, ключевой социальной характеристики, как ведущего статусного показателя, определяющего доминирующее положение мужчин в системе властных отношений. Сама принадлежность к мужчинам делает любого представителя этой гендерной общности более высоко ценимым в общественном мнении (см.), нежели любого представителя противоположного гендера.

Г.С. передаются в процессе социализации (см.), причем ранние периоды играют важнейшую роль: здесь дети начинают подражать взрослым, имитировать их поведение, опираясь на традиционные характеристики мужских и женских ролей. Дети получают соответствующее подкрепление в зависимости от того, насколько верно они моделируют эти роли, формируют понятия о мужественности и женственности.

Семья и школа формируют Г.С., а последующая жизнь просто закрепляет их.

Г.С. используются людьми в познавательном процессе и выступают регуляторами их поведения на бессознательном уровне. Г.С. могут служить когнитивными образами-схемами, управляющими процессом восприятия информации и ее обработки в сознании человека. Так, в повседневной жизни любой человек имеет набор упрощенных схем, сложившихся в культуре и воспринятых из нее индивидом в процессе социализации.

Гендерная схема - стереотип восприятия человека по принципу пола - исходит из того, что все люди, принадлежащие к одному полу, похожи друг на друга, имеют существенное сходство в неких важных аспектах их жизнедеятельности. Такая гендерная схема может использоваться для дискриминации представителей женского пола наряду с другими социальными категоризациями - раса, этническая принадлежность. Однако экспериментально было доказано, что гендерная категоризация - самая сильная и используется чаще других. В некоторых случаях Г.С. может стать стигмой.

Г.С. могут играть негативную роль в трудовой и политической сферах: согласно Г.С., женщины больше интересуются семьей, чем работой или политикой, поэтому женщине труднее получить продвижение или занять общественную должность, чем мужчине.

Как и всякий социальный стереотип (см.), Г.С. предельно обобщает качества лиц, принадлежащих к одному полу.

Следование стереотипному восприятию приводит к неточному восприятию личности, к запоминанию только той информации о ней, которая соответствует усвоенному ранее стереотипу. Так, по данным ряда исследований, пол ребенка прямо влияет на то, как его воспринимают взрослые: мальчиков чаще запоминают и характеризуют как активных, агрессивных, даже если они не проявляют подобных качеств в конктерных наблюдаемых случаях.

В исследованиях электорального поведения доказано, что кандидата-женщину чаще воспринимают как плохого оратора, проигрывающего кандидату-мужчине в дебатах, даже если они говорят одно и то же. Психологами было установлено, что люди чаще категоризуют друг друга по полу, нежели по другим социально-демографическим признакам, а также тот факт, что находящегося в гендерном меньшинстве человека окружающие чаще всего будут оценивать именно по биологическому полу, а не по профессиональным или иным качествам. Именно поэтому в предвыборных кампаниях критическое внимание аудитории привлекают редкие кандидаты-женщины: их оценивают куда строже по всем параметрам, чем мужчин.

В детском возрасте, на ранней стадии социализации, гендерная категоризация играет большую роль в моделировании поведения детьми. Исследования показали, что дети чаще и охотнее проявляют интерес к моделированию действий, характерных для их собственного гендера, и таким образом получают и закрепляют информацию о социальных ролях, якобы предписанных культурой и природой (а по сути социально сконструированных) мужчине и женщине.

Г.С. часто приводят к созданию в сознании ложных связей между гендером и теми или иными качествами, навыками или формами поведением людей. Так, основываясь на стереотипе о том, что женщины меньше склонны к математике, чем мужчины, можно приписывать всем женщинам нелюбовь к этой науке, установить так называемые иллюзорные корреляции (между полом и успехами в математике, бизнесе и т.д.).

Прочность Г.С. ведет к тому, что даже получение информации, в корне противоречащей стереотипу, далеко не всегда ведет к их разрушению.

>Психологи полагают, что действия на основе Г.С. могут вызвать к жизни так называемые самореализующиеся пророчества, о которых писал Р. Мертон (см.): например, мужчина, уверенный в том, что женщины не могут хорошо водить машину, и заявляющий об этом своей жене, сидящей за рулем, может вывести ее из равновесия и тем самым спровоцировать аварию. Подобные пророчества часто самореализуются в семьях, где партнеры оценивают друг друга в соответствии с Г.С. и ведут себя, заведомо ожидая стереотипного поведения от другого.

Г.С. широко используются в массовой культуре, особенно в голливудских фильмах с традиционными образами беззащитных сексуальных красавиц-женщин и мужественных защитников-суперменов. Те же стереотипы представлены в народном творчестве, мифологии.

Л.Г. Титаренко


Новые статьи:
Старые статьи: