Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

ГЕЗЕЛЛ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

ГЕЗЕЛЛ (Gesell) Арнольд Люциус (1880—1961) — американский психолог, специалист в области психологии развития, детской и семейной психологии. Образование получил в Висконсинском ун-те (бакалавр, 1903), ун-те Кларка (д-р философии, 1906) и Йельском ун-те (д-р медицины, 1915). Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя.

С 1911 по 1948 г. Г. — директор Йельской клиники развития детей, в которой изучалось психическое развитие детей. Почетный д-р наук ун-та Кларка (1930), где сотрудничал с Г.Ст. Холлом и Л. Терменом (L. Terman). Чл. Национальной академии наук, вице-президент Международной ассоциации защиты детей (1919—1921) и др. общественных организаций. Лауреат премии Каппа Дельта Фи (1958). Научная деятельность Г. была связана с нормативным изучением процессов развития детей. Он разделял точку зрения Г.Ст.

Холла о том, что любые изменения в процессе развития можно понять только с позиций эволюционного подхода, который превалирует над любыми влияниями окружающей среды и культуры. С этих позиций Г. впоследствии выстраивал все свои исследовательские программы, которые были образцом "нормальной науки", настолько методически точно выполнял и ясно формулировал он научные задачи. Работая совместно с Л. Терменом в Лос-Анджелесском педагогическом ин-те, Г. применял генетический и психометрический подходы к проблеме умственной отсталости и изменений в процессе развития в целом. Однако его исследовательские интересы выходили за рамки применения уже имеющихся средств тестирования. Он хотел провести гораздо более тщательное, нормативное исследование раннего развития детей.

Для этого вернулся в Висконсинский ун-т, а затем перешел в Йельский ун-т, где получил специальное медицинское образование (1915), сочетая учебу с преподавательской деятельностью. В эти годы (1911) при Йельском ун-те впервые была создана Йельская клиника развития детей, где Г. и развернул свои исследования, параллельно продолжая заниматься своей основной работой в качестве школьного психолога в составе Государственной комиссии штата Коннектикут по вопросам образования.

В Йеле Г. и его коллеги начали тщательное исследование раннего развития детей. Они использовали в этом проекте фотографирование, а с 1924 г. — киносъемку. Придумывали уникальные приспособления: многие снимки были получены с помощью специально спроектированного фотографического купола. Для наблюдений за детьми применяли "зеркало Гезелла" (полупроницаемое зеркальное стекло, отделявшее часть помещения, из которого велось наблюдение за поведением детей).

Использовались и естественные условия наблюдения, например в фильме, посвященном типичному дню младенца. Полученная нормативная и натуралистическая информация была представлена в "Атласе поведения грудного ребенка" (1934). Исследования Г. в Йеле касались периода от детства до юности (от рождения до года, от года до трех лет и от трех лет до восемнадцати).

Его публикации, разработанные тесты и методы (лонгитюдный метод, метод "близнецового контроля") заинтересовали многих педиатров, воспитателей и психологов. Г. доказывал, что изменения поведения развиваются по жестко заданным схемам. В качестве прямого доказательства выступал "близнецовый метод", при котором сравнивали обученного и необученного близнецов. Г. открыл, что необученный близнец очень быстро догонял обученного. Однако, несмотря на эти результаты, Г. не ставил своей главной целью экспериментирование. Он намеревался в общем описать и проанализировать ситуации естественного становления, построив систему тестов таким образом, чтобы наиболее отчетливо выявить существенные моменты становления.

На основе эих тестовых исследований были выработаны нормы для детей от 4 недель до 6 лет по показателям моторики, речи, адаптивного поведения, личностно-социального поведения и т. п. Твердо придерживаясь идеи о главенстве внутренних эволюционных процессов, Г. последовательно разрабатывал собственное направление, на которое никакого влияния не оказывали ни появившиеся теории научения, учитывающие влияние среды, ни психоаналитические теории развития, ни последующие теории социальных и культурных условий детства и младенчества. В результате его подход сейчас может быть применен только для ограниченного круга исследований, границы которым четко очертил сам Г. Тем не менее модификация тестов Г. (как и тестов Бине) используется в современной диагностике психического развития детей. Основные труды Г.: "The First Five Years of Life" (в соавт.),

Harper, 1940; "Development Diagnosis" (with C. Amatruda), Hoeber, 1941; "Infant and Child in the Culture of Today" (with F. Ilg), Harper, 1943; "The Embryology of Behavior" (with C. Amatruda), Harper, 1945; "The Child from Five to Ten" (with F.

Ilg), N.Y., 1946; "The Jars from Ten to Sexteen" (with F. Ilg), N.Y., 1956.

Л.А. Карпенко