Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Этана

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Этана Этана (шумер., аккад.), герой шумеро-аккадского предания, легендарный правитель города Киша. Согласно «царскому списку» (около XXI в. до н. э.), тексту, содержащему как мифические, так и исторические данные, Э. — 12-й правитель династии Киша, правившей «после потопа», «пастырь, который поднимался на небо и устроил все страны», по другой традиции — первый царь.

Аккадское сказание, дошедшее в версиях начала, середины, конца 2-го тысячелетия и начала 1-го тысячелетия до н. э., очень фрагментарно.Орёл, заключив союз о дружбе со змеей, нарушает его, пожирая одного из её детенышей, за что несет кару, как нарушитель «клятвы Шамаша», судьи и хранителя договоров. Змея по совету Шамаша прячется в туше быка и нападает на орла, подлетевшего к туше.

Она швыряет его в яму, ощипав перья и пух, «чтобы умер он жадной и голодной смертью». Э. по совету Шамаша спасает орла. В благодарность орёл обещает поднять его на небо и достать «траву рождения», ибо жена Э. не может разродиться.

Эта часть текста особенно фрагментарна, поэтому нет единого мнения в трактовке рассказа. Текст влючает также рассказ о снах Э. Возможно, что был не один, а два (три) полёта и последний — гибельный.

Но «трава рождения» всё-таки была добыта, ибо в традиции упоминается сын Э. по имени Балих (Палих). Есть точка зрения, что сказание о полёте Э. передаёт в трансформированном виде рассказ о поисках шаманом-знахарем духа-покровителя в образе животного.

В ассирийской версии эпоса о Гильгамеше герой Энкиду встречает Э. среди обитателей подземного царства. У писавшего по-гречески писателя Элиана (III в. н. э.) полёт на орле приписывается Гильгамешу.

Литература :
Левин И. Х., Этана. Шумеро-аккадское предание.

Источниковедческое исследование, Л., 1967 (дисс.);
Kinnier Wilson J. V., Some contributions to the legend of Etana, «Iraq», 1969, v. 31, pt 1.