Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Чжан Тянь-ши

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Чжан Тянь-ши Чжан Тянь-ши («небесный наставник Чжан»), в китайской даосской и поздней народной мифологии главный маг и повелитель бесов.

В основе образа мифического Ч. Т.-ш. лежит представление о главе даосской церкви Чжан Дао-лине (III в. н. э.), которому (как и его прямым потомкам) был присвоен в V в. почётный титул тяньши («небесный наставник»).Согласно преданию, Чжан Дао-лин, путешествуя по стране, добрался до гор в уезде Синьаньсянь провинции Цзянси, где занялся изготовлением пилюли бессмертия. Когда пилюля была готова, он принял её и, хотя Чжан Дао-лину было в то время 60 лет, он превратился в молодого человека; одновременно он получил магические тайны сочинения и приобрёл могущество (благодаря которому мог изгонять бесов и оборотней), а также проник в тайны превращений.

После этого Чжан Дао-лин вознёсся на небо, оставив своим детям и внукам сочинения по магии, заклинания, печать и чудесный меч (по другой версии, он, приняв полтаблетки снадобья, стал земным бессмертным). От имени Ч. Т.-ш. веками издавались указы против нечисти, распространявшиеся по всей стране.

Как начальнику над всеми хтоническими силами Ч. Т.-ш. приписывалась власть над обитающими в земле животными, которые могут повредить особо почитавшимся в Китае могилам предков. Одновременно «специальностью» Ч. Т.-ш. считалась и борьба с ядоносами, то есть скорпионами, змеями, ядовитыми пауками и т. п. Считалось, что Ч. Т.-ш. подчинены также 5 громов, по его приказу убивающих нечисть, поэтому на картинах вокруг фигуры Ч. Т.-ш. рисовались 5 огнедышащих барабанов — символов этих громов.

Поскольку функции Ч. Т.-ш. близки функциям начальника над бесами Чжун Куя, то их изображения и атрибуты нередко смешивались.

Литература :
Алексеев В. М., Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях, М., 1966, с. 216—20;
Чжан Тянь-ши в сб.: Миньцзянь гуши (Народные сказки), в 3, Шанхай, 1934, с. 102—05;
Doré H., Researches into Chinese superstitions, v. 9, Shanghai, 1931, p. 69—86.Б. Л. Рифтин.