Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Цзин

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Цзин Цзин (в первом значении «очищенный рис», отсюда «эссенция», «экстракт»), в китайской мифологии: 1) субстанция, заключающаяся в каждом живом существе.

Согласно даосской концепции в момент рождения человека образуется дух (шэнь), являющийся как бы душой, путём соединения идущего извне жизненного дыхания с субстанцией Ц. Со смертью человека Ц. исчезает. Воспроизводство Ц. происходит в цзинши («комната Ц.») — вблизи так называемого «нижнего киноварного поля» — напротив пупка, на уровне 19-го позвонка (по другой версии — в почках).

Когда Ц. мало — человек болеет, когда Ц. исчезает — наступает смерть. Считалось, что у мужчин восполнение недостачи Ц. возможно за счёт женского начала Инь (см. Инь и ян) путём полового сношения, но при условии знания особой сексуальной техники; 2) общее название оборотней.

В трактате «Бао Пу-цзы» даосского философа Гэ Хуна (IV в.) утверждается, что лисицы, волки, шакалы, прожившие 500 лет, могут принимать человеческий вид, а тигры, олени и зайцы меняют свой цвет на белый и приобретают способность к оборотничеству; птицы, прожившие тысячу лет (или даже 10 тысяч), приобретают лишь человеческое лицо. В преданиях и народных сказках цвет есть неизменный знак, остающийся у Ц., несмотря на изменение облика (чёрная рыбка превращается именно в чёрного человека).

На основе рассказов о Ц., составивших многочисленные сборники коротких новелл III—IV вв., строятся многие так называемые. танские, сунские и минские новеллы (VII—XVII вв.), которые использовал и развил новеллист XVII—XVIII вв. Пу Сун-лин.

Образы Ц. весьма популярны и в дунганском сказочном эпосе (дунганск. Чжин).

Литература :
Пу Сун-лин, Лисьи чары, пер. с кит., М., 1970;
Дунганские народные сказки и предания, М., 1977.