Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

БЕЗРУКИХ

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

БЕЗРУКИХ Марьям Моисеевна (р. 1945) — российский психофизиолог, специалист в области возрастной и педагогической психофизиологии, возрастной физиологии. Д-р биологический наук (1994), чл.-кор. РАО (2000), ак. РАО (2004). Директор Центра образования и здоровья МО РФ, чл. Федерального координационного совета по образованию МО РФ.

Лауреат премии Президента РФ в области образования (1997), награждена Орденом за заслуги перед Отечеством II степени (2002). Окончила химико-биологический фак-т Туркменского государственного педагогического института (1968). С 1972 г. работает в Институте возрастной физиологии РАО. В 1974 защитила канд. дис.: "Комплексная оценка функционального состояния организма школьников в процессе письма (на основе принципов теории регулирования)". С 1990 — зав. лабораторией

ИВФ РАО. В 1994 г. защитила докт. дис.: "Центральные механизмы регуляции произвольных движений у детей 6—10 лет" и в 1996 г. становится директором ИВФ РАО. Научная деятельность Б. в основном связана с изучением возрастных и индивидуальных особенностей развития и формирования познавательных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста; выявлением и исследованием факторов риска в развитии, ранним прогнозированием, диагностикой и коррекцией трудностей обучения. Особое внимание ею уделялось разработке диагностических методик, позволяющих определить уровень сформированности познавательных функций и готовность детей к школьному обучению ("Проверьте ребенка перед школой" — тесты и рекомендации, 1994; "Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5—7, 5 лет", 1996; "Методика раннего прогнозирования школьных трудностей", 2000). Изучение психофизиологических механизмов формирования навыка письма в норме у леворуких детей и детей с несформированностью зрительно-моторных координаций позволило Б. разработать авторскую методику подготовки и обучения письму детей с несформированностью ряда познавательных функций ("Прописи для леворуких детей" (1995); "Прописи для детей с трудностями обучения" (2001).

Наряду с научной Б. ведет активную преподавательскую деятельность.

Возглавляет кафедру возрастной физиологии УРАО (c 2000). Является соавтором учебников "Психофизиология ребенка" (2000), "Возрастная физиология" (2002). Автор монографий: "Обучение письму", М., 1997; "Адаптация к учебным и физическим нагрузкам", в соавт., М., 1988; "Морфофункциональное развитие детей 6-летнего возраста" / в соавт., М., 1998; "Нормализация учебной нагрузки школьников", в соавт., М., 1988; "Проблемные дети", М., 2000; "Физиология развития ребенка", в соавт., М., 2000; "Леворукий ребенок в школе и дома", М., 1996, 1998, 2002; "Проблемы и трудности медлительных детей", М., 1994, 1996, 2000; "Ребенок идет в школу", М., 1991, 1996, 1998, 2001; "Ступеньки к школе", М., 2000, 2001, 2002; и др.

Л.А. Карпенко


Новые статьи:
Старые статьи: