Ахриман Ахриман (фарси), в иранской мифологии верховное божество зла. В самой ранней части «Авесты» «Гатах» прообраз А. можно усмотреть в Ака Мана, в других книгах «Авесты» в Ангро-Майнью.
А. противопоставляется Ахурамазде: Ахурамазда создаёт 16 стран добра, А. 16 стран зла («Вендидат» I); в противовес чистым «ахурийским» животным А. создаёт змей, драконов и прочую нечисть; Ахурамазда ниспосылает своего пророка Заратуштру, А. («Вендидат» XIX) пытается искусить или убить его (но безуспешно); в книге «Ясна» (2) содержатся благие пожелания творениям Ахурамазды, тут же проклятия А. Ахриман порождает всесильное божество лжи Друга «против вещественного мира, на гибель праведности миров» («Ясна» 9).
А. искушает благих людей, и иногда ему это удаётся, как, например, со справедливым царём Джамшидом (в «Авесте» Йима), которому А. вселил гордыню, и тот возомнил себя богом, за что был наказан («Шахнаме»).Противостояние Ахурамазды и А. восходит к представлениям об извечной вселенской борьбе добра и зла (эти представления изложены в так называемой «Гате Ахунаваити»). Их отражением является зороастрийское учение о четырёх мировых циклах (изложено в теологическом трактате «Бундахишн», IX в.), каждый длительностью 3000 лет. На протяжении этих циклов происходит борьба Ахурамазды против А.
Она заканчивается разгромом А., очищением мира в расплавленном металле от скверны и наступлением эры вечного блаженства (см. Иранская мифология). В борьбе против А. Ахурамазде помогает человек.
Так, первочеловек Каюмарс даже одолел А. и стал разъезжать на нём верхом.
Литература
:
Darmesteter J., Ormazd et Ahriman
, P., 1877.