Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Арьяман

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Арьяман Арьяман (др.-инд. Aryamán, собственно «дружественность», «гостеприимство»), в ведийской мифологии божество класса адитьев. Упоминается в «Ригведе» около 100 раз (обычно с Митрой и Варуной).

Образ А. весьма абстрактен. Его характеристики чаще всего общи всем адитьям. Так, он заполняет воздушное пространство, даёт богатства (даже без просьбы). Он сын Адити.

Подчёркивается дружественность А. (РВ VI 50, 1; VII 36, 4), благосклонность; он близок к девицам (V 3, 2); его молят о согласии в доме (X 85, 43); как и Бхага, он дарует супруга или супругу («Тандья-Маха-брахмана» XXV 12, 3), процветание. В гимне Сурье А. и Бхага сопровождают брачную пару.

Связь А. с Бхагой подчёркивается и в других мотивах (ср. Тайтт.-бр. I 1, 2, 4). Вместе с Митрой и Варуной А. объединяет людей (РВ X 126, 1 и след.); он заставляет их каяться и искупать вину (I 167, 8), он связан с ритой.

Наряду с нравственным аспектом есть указания и на связи с солнцем, огнём. А. отождествляется с Агни (II 1, 4), упоминается вместе с солярными божествами Сурьей и Савитаром, однажды (Тайтт.-самх. II 3, 4) непосредственно назван солнцем.

Индо-иранские истоки А. очевидны (ср. авест Airyaman- и т. д.; ср. связь имени А. с названием ариев).

Литература :
Thieme P., Der Fremdling im Rgveda. Eine Studie über die Bedeutung der Worte: Ari, Arya, Aryaman und Ãrya, Lpz., 1938;
его же, Mitra and Aryman, New Haven, 1957;
Bhattacharji S., The Indian Theogony, Camb., 1970, p. 219—20.