Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Ариадна

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Ариадна Ариадна (’Αρέθουσα), в греческой мифологии дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка солнца Гелиоса. Когда Тесей был со своими спутниками заключён в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр, А., влюбившись в Тесея, спасла его.

Она дала ему клубок нити («нить Ариадны»), разматывая который, он нашёл выход из лабиринта. А. бежала тайно с Тесеем, обещавшим на ней жениться (Hyg. Fab. 42).

Она была очарована Тесеем ещё во время игр в память её брата Андрогея, устроенных Миносом (Plut. Quest, graec. 35). Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти А. в Афины, покинул её, когда она спала (Hyg.

Fab. 42). Бог Дионис, влюблённый в А., похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак (Apollod. epit. I 9). Когда боги справляли свадьбу А. и Диониса, то А. была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой.

Им Дионис ещё раньше обольстил А. на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из тёмного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия (Ps.-Eratosth.

5). А. подарила Тесею статую Афродиты, которую он посвятил Аполлону во время своего пребывания на Делосе (Plut. Thes. 21). Сестра А. — Федра стала потом супругой Тесея (Hyg.

Fab. 43).

Литература :
Marini A. M., Il mito di Arianna, «Atene e Roma», 1932, № 1—2, p. 60—97, № 3—4, p. 121—42.А. Т.-Г.Миф об А. был чрезвычайно популярен в античном искусстве, о чём свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: «Ариадна, вручающая Тесею нить», «спящая Ариадна», «Тесей, покидающий Ариадну», «Дионис, обнаруживающий спящую Ариадну», «шествие Диониса и Ариадны»).

В эпоху Возрождения художников привлекали сюжеты: «боги вручают Ариадне звёздный венец» и «триумф Диониса и Ариадны» (Тициан, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Йорданс и др.), в XVIII в. — сюжет «покинутая Ариадна» (картина А. Кауфман и др.).Миф об А. разрабатывался в европейской драматургии: в XVII в. — «Ариадна» О. Ринуччини; «Ариадна» В. Джусти; «Похищенная Ариадна» А. Арди; «Критский лабиринт» Лопе де Вега; «Ариадна» И. Гундулича; «Ариадна» Т. Корнеля; «Ариадна» У. Девенанта; в XVIII в. — «Ариадна» П. Я. Мартелло; «Ариадна на Наксосе» И. К. Брандеса; в XIX в. — «Ариадна» И. Г. Гердера; в XX в. — «Ариадна на Наксосе» Э. Людвига; «Ариадна на Наксосе» П. Эрнста; «Ариадна» М. Цветаевой.Судьба А. послужила сюжетом большого числа опер XVII — начала XIX вв., в т. ч. «Ариадна» К. Монтеверди; «Ариадна» Р. Камбера; «Ариадна и Тесей» и «Ариадна на Наксосе» Н. Порпоры, «Обманутая, а затем ставшая богиней Ариадна» Р. Кайзера; «Ариадна» Б. Марчелло; «Ариадна на Крите» Г. Ф. Генделя; «Ариадна» Дж. М. Орландини; «Ариадна на Наксосе» И. С. Майра и др.

Оратории «Ариадна на Наксосе» И. Гайдна, И. К. Ф. Баха и др. Сюжеты мифа в XX в. вновь начинают привлекать внимание композиторов («Ариадна» Ж. Массне; «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса; «Покинутая Ариадна» Д. Мийо; «Ариадна» Б. Мартину).