Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Антропос

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Антропос антропос (греч.’άνθρωπος, «человек»), в представлениях позднеантичного мистического синкретизма и особенно христианского или околохристианского гностицизма духовный первочеловек как божественное существо, прототип и эманирующий исток для духовного и материального мира, а также для человека (как эмпирической реальности); иногда — один из эонов.

Генезис мифологемы А. восходит к Индии (образ Пуруши) и к Ирану (образ Гайомарта). Имели значение и некоторые аспекты библейской традиции, а также платоновской доктрины об идее как предвечном первообразе эмпирического явления.

Соединяя в себе мужскую и женскую сущность, А. на разных уровнях своего бытия есть верховный бог («первый А.»), но также и отображение и эманация «первого А.», в силу грехопадения соединившаяся со своим земным подобием (Адам), присущий всем людям как бессмертное начало («дух», «внутренний человек», «великочеловек») и в них дожидающийся своего конечного освобождения из мрака материи и тирании архонтов. Доктрины об А. получили развитие в манихействе и в еврейской каббале (Адам Кадмон), а также в христианских ересях.

В мистике ортодоксального христианства им до некоторой степени отвечает учение о том, что «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22), рассматривающее Иисуса Христа как абсолютную парадигму человеческой сущности и постольку «нового Адама», а также о реальном присутствии Христа и святого духа в душе верующего (а через таинства — и в его плоти): «…не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал. 2, 20).

Литература :
Quispel G., Der gnostische Anthropos und die judische Tradition, «Eranos-Jahrbuch», 1953, Bd 22;
Rudolph K., Grundtyp gnostischer Urmensch-Adam-Spekulation, «Zeitschrift für Religions- und Geistesgeschichte», 1957, Jg. 9;
Schenke H. M., Der Gott «Mensch» in der Gnosis, B., 1962.