Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Амитаюс

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Амитаюс Амитаюс (санскр. Amitāyus, тиб. «цхе дпаг мед»; кит. «у лян шоу», «неизмеримая жизнь»), божество долголетия в буддизме, особая форма будды Амитабхи.

Наиболее ранние упоминания об А. содержатся в «Сукхавативъюхе» (I в. н. э.), где он фигурирует в качестве одного из эпитетов будды Амитабхи, обладающего «неизмеримой жизнью». Постепенно эта особенность Амитабхи начинает выделяться из ряда других его свойств, и в «Амитаюрдхьяна-сутре» (VII в.?) А. является уже одним из основных названий Амитабхи.

Представления об А. как особой форме Амитабхи возникло, по-видимому, вследствие характерной для ваджраяны персонификации различных свойств и признаков главных божеств пантеона. Вопрос о времени возникновения культа А. и этнической среде, в которой он появился, решается на основании того, что в ваджраянских текстах XI—XII вв. («Садханамала» и «Нишпанайогавали») упоминаний об А. нет.

Его изображения не обнаружены в числе известных памятников буддийского искусства Непала, Кашмира и восточной части Центральной Азии (Дуньхуан — VI—X вв., и Хара-Хото — X—XII вв.). С другой стороны, самый ранний из известных текстов, в которых А. выступает как самостоятельное божество, — молитва, приписываемая Цзонкабе (1357—419).

Это позволяет предположить, что культ А. возник в Тибете в XIII—XIV вв. Наибольшего распространения поклонение А. достигло в XVI—XVIII вв. в Тибете и в Монголии, а также в Китае, где А. вошёл в состав смешанного буддийско-даосского пантеона. В молитвах, обращённых к нему, содержатся просьбы о даровании не только долгой жизни, но и здоровья и богатства.

Литература :
Getty A., The Gods of Northern Buddhism, 2 ed., Oxf., 1928, p. 39—40.