Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Амитабха

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Амитабха Амитабха (санскр. amitābha, «неизмеримый свет»), в некоторых текстах Амитаюс (санскр. amitāyus, «неизмеримая жизнь»), один из будд в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны. Упоминания об Амитабхе отсутствуют в литературе хинаяны.

Основным каноническим текстом, связанным с представлениями об А., является сутра «Сукхавативьюха». До достижения состояния будды А. был бодхисатвой по имени Дхармакара.

Много кальп назад он принял решение создать особое поле будды (санскр. buddhaksetra), обладающее всеми совершенствами, где могли бы возрождаться все страдающие существа, уверовавшие в А. После достижения состояния будды А. создал это поле — рай сукхавати и стал им управлять.

В «Амитаюрдхьяна-сутре» приводятся способы созерцания (в общей сложности шестнадцать), при помощи которых можно достичь сукхавати. Культ А. возник, по всей вероятности, в Индии в начале нашей эры, о чём свидетельствуют известия китайских путешественников и сочинения таких авторов, как Нагарджуна и Асанга.

Особенно широкое распространение культ А. получил в Японии, где А. известен как Амида. В ваджраяне А. — один из пяти так называемых дхьяни-будд (см. в статье Будда), глава семьи лотоса.

В мандале дхьяни-будд А. находится на западе, он красного цвета, сидит на павлиньем троне в позе созерцания, держа чашу подаяния в руках. Его праджней (женским соответствием) считается Пандаравасини, и из неё эманирует бодхисатва Авалокитешвара.

Земным соответствием А. считают Шакьямуни. Ваджраянский А. широко почитается в Тибете и в других странах распространения тибетского буддизма. Его земным проявлением считают панчен-ламу.

Иконография А. популярна у буддистов Центральной Азии и Южной Сибири (Тибет, Монголия, Бурятия).

Литература :
Encyclopaedia of Buddhism, v. 1, fasc. 3, Ceylon, 1964, p. 434—72;
Haas H., Amida Buddha unsere Zuflucht, Lpz., 1910;
Suzuki D. Т., Shin Buddhism, L., 1970.Л. Э. Мялль.В поздней ваджраяне А. и Амитаюс чётко различаются и имеют каждый свою иконографию. В Китае при династии Тан (618—907) повсеместно были распространены стенные росписи и иконы с изображением сукхавати в центре с А., окружённым сонмом святых, перед которыми возле лотосового пруда играют музыканты и пляшут танцоры.

Композиции с сукхавати во множестве есть в пещерных храмах Дуньхуана (провинция Ганьсу). Молитвенные обращения к А. — «Амито-фо!» (кит. транскрипция санскр. имени) обычны среди масс китайских буддистов. В Корее А. известен как Амитха.Л. М. Н.