Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Амеша Спента

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Амеша Спента Амеша Спента (авест., «бессмертные святые»), Амшаспанд (среднеперс.), в иранской мифологии шесть или семь божеств, ближайшее окружение верховного божества Ахурамазды.

Ранние тексты изображают их существами нейтрального рода, другие («Ясна» 21, 1—2 и 39, 3) — мужского и женского, третьи («Ясна» 51, 22) — только мужского. В период раннего средневековья А. С. часто воспринимались как единый персонаж.

Многие исследователи, отрицая самостоятельность каждого из А. С., склонны были видеть в них аспекты, аллегории благих качеств Ахурамазды, его эманации. Однако имена пяти А. С. имеют точные соответствия в ведийской мифологии, что указывает на индоиранские истоки их образов как самостоятельных божеств, а их система в целом повторяет древнюю индоиранскую и индоевропейскую схему семибожного пантеона (см. в статье Индоевропейская мифология).

В состав А. С. входили: Спента Майнью («святой дух»), творческая ипостась Ахурамазды; Воху Мана («благая мысль»); Аша Вахишта («истина»); Хшатра Вайрья («власть», с оттенком значения «царство божие»); Армайти (Арматай, «благочестие»); Аурват (Хаурватат, «целостность», как полнота физического существования, противоположность болезни, смерти, старости); Амертат («обессмертие»).До сложения маздеизма, а впоследствии вне её ортодоксальной систематики Армайти считалась богиней земли, иногда женой либо сестрой Ахурамазды, пребывающей с ним в кровнородственном браке. В поздних текстах имеют противников из сил тьмы (судя по сообщениям Плутарха, эта дуалистическая оппозиция была известна уже греческому автору IV в. до н. э.

Феопомпу). А. С. считали также покровителями священных стихий и животных: Воху Мана — покровитель скота, Аша Вахишта — огня, Хшатра Вайрья — металлов, Армайти — земли, Аурват — воды, Амертат — растений.

Известен миф о поочерёдном общении Заратуштры с каждым из А. С. в различных географических пунктах западного Ирана. Эти семь явлений А. С. пророку послужили началом утверждению на земле зороастрийской веры.

Каждый из А. С. в качестве отличительного символа имел свой цветок, например Воху Мана — белый или жёлтый жасмин, Армайти — ползучую мускусную розу, Аурват — лилию и т. д. («Бундахишн» 27, 24).

Литература :
Geiger B., Die Amesa Spentas, ihr Wesen und ihre ursprungliche Bedeutung, Wien, 1916;
Colpe C., Reflections on the history of the Amesa Spanta conceptions. XXIX Congrés International des orientalistes. Résumés des communications, Nogeut sur Marne, 1973.