Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Амазонки

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Амазонки

амазонки (Αμαζόνες), в греческой мифологии племя женщин-воительниц, происходящих от Ареса и Гармонии, (Apoll. Rhod. II 990—993). Обитают на реке Фермодонт у города Фемискира (Малая Азия) или в районе предгорий Кавказа и Меотиды (Азовское море) (Aeschyl.

Prom. 723—725, 416—419). В определённое время года А. вступают в браки с чужеземцами (или соседними племенами) ради продолжения рода, отдавая на воспитание (или убивая) мальчиков и оставляя себе девочек.

Вооружены А. луком, боевым топором, лёгким щитом, сами изготовляют шлемы и одежду (Strab. XI 5, 1). Их имя якобы происходит от названия обычая выжигать у девочек левую грудь для более удобного владения оружием.

А. поклоняются Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. Против А. сражался Беллерофонт (Apollod. II 3, 2; Hom. Il. VI 179).

Геракл осадил город А. Фемискиру и добыл пояс их царицы Ипполиты (Eur. Heraclid. 408—415). Тесей взял в жёны Антиопу (мать Ипполиты), после чего А. осадили Афины (Plut.

Thes. 26—28). А. Пенфесилея помогала троянцам в войне и была убита Ахиллом (Diod. II 46,5).

А. приписывали основание города Эфеса и постройку там знаменитого храма в честь Артемиды. В мифах об А. и их борьбе с олимпийскими героями отразились элементы матриархата.

Легенды об А. широко известны во всех частях света, являясь либо порождением местных традиций, либо распространением греческой. Литература:Косвен М. О., Амазонки.

История легенды, «Советская этнография», 1947, № 2—3;Hennig R., Über die voraussichtlich völkerkundlichen Grundlagen der Amazonen — Sagen und deren Vorbereitung, «Zeitschrift für Ethnologie», 1940, Jg. 72;Ninck M., Das Amazonen-Problem, «Schweizer Monatshefte», 1940/41, Jg. 20. А. А. Тахо-Годи.

С кругом мифов об А. связаны многочисленные произведения античного изобразительного искусства, начиная с VII в. до н. э.: сцены амазономахии, т. е. битвы между А. и греческими героями [западные метопы Парфенона; метопы сокровищницы афинян в Дельфах, начало V в. до н. э.; рельефы фриза храма Аполлона в Бассах, V в. до н. э.; рельефы фриза Артемисиона в Магнесии, V—IV вв. до н. э.; рельефы западного фронтона святилища Асклепия в Эпидавре, IV в. до н. э., рельефы западного фриза Галикарнасского мавзолея, середина IV в. до н. э. и др.; рельефы саркофагов, вазопись (амфоры Эксекия и др.)]. Особое место среди античных произведений занимали статуи А.; согласно рассказу Плиния Старшего (Plin., Nat. hist.

XXXIV 53 и 75), при выполнении статуй амазонок для храма Артемиды в Эфесе состязались четыре скульптора: Поликлет, Фидий, Кресилай и Фрадмон (другие источники называют пятым Кидона). Ряд дошедших до нас римских копий греческих оригиналов, видимо, восходит к Поликлету, Фидию, Кресилаю и т. д.

В барочной живописи популярность приобретают сцены амазономахии (П. П. Рубенс). Мифы об А. привлекали европейских поэтов и драматургов главным образом в XVI—XVII вв. («Ипполита» Р. Гарнье; «Амазонки» Лопе де Вега, «Амазонки в Индии» Тирсо де Молины и др.); в XIX в. к сюжетам об А. обратились романтики («Пенфесилея» Г. Клейста; «Амазонки» Ф. Грильпарцера). Нередким было выведение дев-воительниц в произведениях, действие которых происходило не в античном мире, при этом заимствовались отдельные мотивы (Т. Тассо «Освобождённый Иерусалим»; к нему восходят сюжеты картин Я. Тинторетто, Я. Пальмы Старшего, Г. Рени и др.).