Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Адам

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Адам Адам (Ādam), в мусульманской мифологии первый человек. Соответствует библейскому Адаму. По одной из версий Корана, аллах создал А. из глины (7:11), по другой — из праха земного (3:59), с тем чтобы он был его наместником на земле, научил именам всех вещей и приказал ангелам, которые этих имён не знали, пасть перед Адамом ниц.

Отказался только Иблис, за что и был изгнан из райского сада, в котором жили Адам и его жена (Хавва) (2:28—33; 7:11 и след.; 15:26—35; 17:63—66; 18:48—49; 20:116). А. и его жене было запрещено приближаться к некоему дереву и вкушать от него, «чтобы не оказаться из неправедных».

Шайтан проник в райский сад и убедил их попробовать плодов запретного дерева, после чего «обнаружилась пред ними их скверна», А. ослушался аллаха и «сбился с пути» (20:119). Аллах изгнал первых людей на землю (2:34—35; 7:19—23; 20:120 и след.), но обещал А. своё руководство и милость (2:36—37; 7:24—26; 20:115—125).

Коранические сюжеты, связанные с Адамом, получили развитие в предании. Почти все мотивы мусульманского предания имеют параллели в послебиблейской мифологии иудеев и христиан. Оригинальны мусульманские мотивы, связывающие А. с Аравией.

По некоторым версиям, глину или прах для тела А. брали из Мекки и Йемена; А. был низвергнут на землю в районе Адена (или Цейлона), а Хавва — около Джидды. Они встретились в Аравии, около мекканских святых мест — Муз-далифы и Арафата.

С неба А. был послан священный чёрный камень, для которого он построил Каабу. В раю А. говорил на арабском, а на земле — на многих языках, главным образом на сирийском.

Он был похоронен вместе с Хаввой в «пещере сокровищ» около Мекки, а после потопа перенесён в Иерусалим.Мусульманская традиция включает А. в число пророков, среди которых он был первым, а Мухаммад — последним. Представления о связи между А. и Мухаммадом, образ А. как идеального человека и воплощения истины занимают важное место в мусульманских теологических и мистических учениях.

Литература :
Beck E., Iblis und Mensch, Satan und Adam: der Werdegang einer koranischen Erzählung, «Le Museon», 1976, v. 89, fasc. 1—2.