Соционика и другие типологии

Соционика - наука или искусство?

Агарь

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Агарь

Агарь (евр. hāgār, ср. этническое обозначение арабских номадов hagerīm или hagerī‛īm, «агаряне», а также глагол hāgar, «отвращаться», «откочёвывать», «бежать», откуда араб. hiğra, «бегство»), в ветхозаветных преданиях египтянка, рабыня Сарры и наложница Авраама. Бездетная Сарра, поступая в соответствии с обычаем (известен из северомесопотамских документов середины второго тысячелетия до н. э.; ср. также поведение Рахили и Лии, Быт.

30), сама предлагает, чтобы её муж «вошёл» к А., с намерением усыновить зачатое дитя (Быт. 16, 2). Однако ещё во время беременности А. между ней и госпожой начинаются конфликты, и А. бежит (ср. этимологию её имени) в пустыню, где ангел Яхве велит ей вернуться, обещая, что у неё родится воинственный сын Измаил; это обещание сбывается (16, 4—16).

После рождения у Сарры и Авраама сына Исаака на патриархальном торжестве в день, когда его отняли от груди, старая рознь между госпожой и служанкой (осложнённая правовой коллизией между первородством Измаила и законнорожденностью Исаака) вспыхивает с новой силой (21, 9—10); А. на руках с Измаилом вынуждена уйти в изгнание, предвосхищая удел номадов. Однако бог хранит и утешает изгнанников: когда им в пустыне угрожает смерть от жажды, он указывает А. на колодец и спасает её и сына от смерти (21, 15—19). Позднейшие легенды разукрасили этот простой сюжет, сделав из А. дочь фараона, преувеличивая — в соответствии с позднейшими религиозными идеалами — то святость А., то, напротив, её неискренность в вере, изобретая колоритные новеллистические подробности её ссор с Саррой (талмудический комментарий к книге Бытия — «Берешит рабба» 45; 53).Изгнание А. — частая тема европейской живописи XVI—XVIII вв. (картины Гверчино, П. П. Рубенса, Рембрандта, К. Лоррена и др.).С. С. Аверинцев.